kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение по теме "Имя числительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по теме "Имя числительное"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме "Имя числительное"»

МКОУ «Альменевская СОШ»

Технологическая карта

Учитель : Клепинина Наталья Александровна


Предмет

Русский язык

Класс

6б (с включением детей с ЗПР)

Тема урока


Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Тип урока


Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Цели


Повторение изученного об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные

формировать умение грамотно и правильно писать числительные;

показать спектр употребления числительных в речи;

повышать творческую активность учащихся - составлять тексты, содержащие числительные.


формировать умение оценивать результаты учебной деятельности;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков


формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Базовый УМК:

Учебник, реализующий учебную программу:



Русский язык. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2017.

Рабочая программа «Русский язык» предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.] – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011


Организационная структура урока

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность


ЭОР

Время

учителя

учащихся

учащихся с ЗПР

1

Мотивация

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание положительной эмоциональной атмосферы

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Приветствие.

Доброе утро, ребята. - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, умеем ли мы учиться, уважаем ли мы друг друга, способны ли к сотрудничеству и как мы умеем зарабатывать хорошие оценки.   Давайте поприветствуем гостей, улыбнемся гостям и друг другу. Я хочу пожелать вам успехов и удачи! Пусть вам помогут ваши смекалка, находчивость и те знания, которые вы уже приобрели.

Проверка готовности.

Просит учащихся прочитать текст на слайде № 1

Готовятся к уроку.

Читают текст на слайде №1:


Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти.


Готовятся к уроку.

Читают текст на слайде №1:


Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти.


Слайд № 2


2

Мотивация
деятельности

Метод:
информационно
рецептивный.
Приём: слово
учителя, беседа.
Форма работы:
коллективная,
устная.
Вид деятельности:
слушание,
говорение

Отгадайте загадки, назовите отгадки

Два кольца, два конца, посередине гвоздик.

/Ножницы/

Два братца через дорогу живут.

/Глаза/

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

/Берега/

Какой частью речи являются названные вами слова?

/имена существительные/

Скажите, что общего в этих предложениях, что их объединяет?

/Во всех этих предложениях есть числительное два/

О какой части речи идёт речь в этом стихотворении?

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

П.Чесноков

/ Имя числительное/

Отгадывают загадки, называют отгадки, определяют, к какой части речи относятся названные отгадки, что их объединяет ( два -числит.)














Слушают стихотворение, называют часть речи, о которой идет речь

Отгадывают загадки, называют отгадки, определяют, к какой части речи относятся названные отгадки, что их объединяет ( два -числит.)














Слушают стихотворение, называют часть речи, о которой идет речь



3

Анализ изученного содержания

Цель: Формулирование темы, цели урока.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Личностные:

смыслообразование

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


О чем же мы сегодня будем говорить? (о числительном)

Совершенно верно сегодня мы завершаем наш разговор об имени числительном.

Итак, сформулируем тему урока. Запишем тему нашего урока «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Что будем отрабатывать на уроке? Какова цель нашего урока?

(Знания, полученные при изучении имени числительного, его правописание и склонение в письменной и устной речи)


Отвечают на вопросы учителя.



Формулируют и записывают тему урока





Формулируют цель

Отвечают на вопросы учителя.



Формулируют и записывают тему урока





Формулируют цель

Слайд №3







Слайд № 4







4

Актуализация знаний, умений.

Цель: Повторение морфологических признаков числительных

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Личностные:

- смыслообразование

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.



Мы с вами завершили изучать имя числительное.

Вспомните всё, что вам известно.

У вас на столе лепестки из бумаги. На лепестках написаны разные признаки. И только на одном – двух лепестках верные признаки числительного.

Выберите лепестки и приклейте их на доске. Таким образом, собирается цветок -ромашка с признаками имени числительного.




Выбирают лепестки с признаками числительных:

1.Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

2.Имена числительные делятся на количественные и порядковые.

3.Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?.

4.Имена числительные изменяются по падежам.

5. Имена числительные могут быть разными членами предложения.



Выбирают лепестки с признаками числительных:

1.Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

2.Имена числительные делятся на количественные и порядковые.

3.Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?.

4.Имена числительные изменяются по падежам.

5. Имена числительные могут быть разными членами предложения.

По карточке- подсказке





5

Выделение главного в изученном.

Цель: Показать роль числительных, цифр в познании мира.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,


Рассказывает о цифрах, числительных.

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что наша страна готовится к 75 –й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Числительные встречаются нам всюду. Например, в названиях многих художественных произведениях мы встречаем число, а значит числительное.


Слушают рассказ учителя

Слушают рассказ учителя

Слайд№5


6

Систематизация и обобщение

Цель:

Повторить и закрепить знания об имени числительном



1) Регулятивные:

- прогнозирование.

- анализ, сравнение, синтез.

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3) Коммуникативные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания с использованием учебно-научной лексики.

- умение выражать свои мысли

Задание1. Игра –разминка «Назови числительное в названии художественного произведения»: Зачитывается название художественного произведения и автор, не называя числительное. Отгадайте, какое числительное употреблено в произведении -Читает названия художественных произведений и автора:

- Юрий Олеша «Три толстяка»

-С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

-Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

-А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

-И. Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев»

-М.Е. Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


-Послушайте отрывки из произведений и найдите числительные, запишите числительные словами


И на пир весёлый тот

Царь одиннадцать зовёт

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?..


Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из волн выходят ясных,

И с ними дядька их морской


Определите, из каких произведений прозвучат отрывки, кто их авторы?






Задание 2. Распределительный диктант

Распределите числительные на две колонки: количественные, порядковые.

Девяносто первый, сто пятнадцать, четыре, пятеро, одна шестая, семьдесят восьмой, две девятых, шестнадцатый, тысяча восемьсот двадцать пятый.




























Дополнительное задание: Перечислите разряды количественных числительных. Назовите собирательное числительное в тексте диктанта.






Задает вопрос:

Вспомним : Какими членами предложения могут быть числительные?



Задание3. Синтаксическая разминка

Запишите предложения. Подчеркните числительные как члены предложения


Семь и семь – четырнадцать.

Семеро ребят отправились в поход.

Первый луч солнца разбудил девочку.




А теперь потренируемся в чтении текста с именами числительными. Ваша задача: правильно их употребить ( текст на карточке)



Проводит физкультминутку:

-Встали все дружно, слушаем внимательно, если есть ь в середине числительного - хлопок.

Семьсот,одиннадцать, пятнадцать,шестнадцать, восемьдесят,двести, семнадцать,девятьсот, девятнадцать,девяносто, шестьдесят, шестьсот.



Слово учителя. Одной из самых сложных орфограмм при изучении числительных является написание Ь знака в числительном

Задание 5. Объяснительный диктант

Вставьте, где нужно ь знак (самостоятельно, с последующей проверкой) запишите только числительные

За лето прочитал пятнадцать книг.

В школе пятьсот учеников.

Напечатано восемьсот экземпляров книг.

В продаже есть семнадцать видов обоев.

Объем бака – шестьдесят литров.

Выполнено двадцать заданий.

Вспахали девятнадцать гектаров земли.

Заработано девятьсот рублей.

Построено пятьдесят километров дороги.

В здании восемнадцать этажей


Задание 6. Просклоняйте числительное семьдесят, две седьмых ( у доски), оба и обе (самостоятельно с последующей самопроверкой(слайды )


Отгадывают числительное, которое упоминается в названии произведения.






































1.Записывают в тетрадях:

Одиннадцать, двенадцать, двенадцатой, тридцать.


Проверьте, правильно ли вы их записали по слайду№7



2.Устно отвечают:

1-й отрывок из сказки «Спящая царевна» В. Жуковский.

2-й отрывок из предисловия к поэме «Руслан и Людмила» А.Пушкин














Вспоминают

1.Разряды числительных:

Количественные обозначают количество предметов, число и отвечают на вопрос сколько?

Порядковые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?








2.Выполняют задание:


Количественные числительные: сто пятнадцать, четыре, пятеро, одна шестая, две девятых.


Порядковые: девяносто первый, семьдесят восьмой, шестнадцатый, тысяча восемьсот двадцать пятый.

Самостоятельно проверяют , затем сравнивают с эталоном на слайде № 8.






Перечисляют разряды количественных числительных (обозначают целые числа, дробные, собирательные).

Называют числительное: пятеро.




Отвечают на вопрос ( любым членом предложения)






Выполняют задание. Проверяют по эталону.


Подлежащее

Словосочетание подлежащее

определение








Читают текст самостоятельно, затем вслух по цепочке, правильно употребляя имена числительные






Выполняют физминутку




























Записывают только числительные

Вставляют, где нужно ь знак, объясняют.




Проверяют по слайду № 13









Выполняют задания у доски. Затем сверяют по эталону. На слайде № 14-15


Отгадывают числительное, которое упоминается в названии произведения.






































2.Записывают в тетрадях:

Одиннадцать, двенадцать, двенадцатой, тридцать.


Проверьте, правильно ли вы их записали по слайду№7



2.Устно отвечают:

1-й отрывок из сказки «Спящая царевна» В. Жуковский.

2-й отрывок из предисловия к поэме «Руслан и Людмила» А.Пушкин














Вспоминают

1.Разряды числительных:

Количественные обозначают количество предметов, число и отвечают на вопрос сколько?

Порядковые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?








2.Выполняют задание с помощью одноклассника-консультанта


Количественные числительные: сто пятнадцать, четыре, пятеро, одна шестая, две девятых.


Порядковые: девяносто первый, семьдесят восьмой, шестнадцатый, тысяча восемьсот двадцать пятый.

Самостоятельно проверяют и сравнивают с эталоном на слайде № 8




Перечисляют разряды количественных числительных (обозначают целые числа, дробные, собирательные).

Называют числительное: пятеро.

По карточке-подсказке


Отвечают на вопрос ( любым членом предложения)







Выполняют задание с помощью ученика-консультанта. Проверяют по эталону.










Читают текст самостоятельно, затем вслух по цепочке, правильно употребляя имена числительные






Выполняют физминутку



























Записывают только числительные

С помощью карточки-подсказки

Вставляют, где нужно ь знак, объясняют.



Проверяют по слайду №13








Выполняют с помощью одноклассника-консультанта у доски .Затем сверяют по эталону на слайде № 14-15




















Слайд № 6


























Слайд 7


























































Слайд №8

























Слайд № 9

Слайд №10






































Слайд № 11-12














Слайд № 13








Слайды № 14-15






































7.

Разноуровневые задания по теме «Склонение числительных»

1)Познавательные:

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Ребята, на партах лежат карточки с заданиями. Задания эти разного уровня сложности. Выберите то задание, с которым вы справитесь .Перед выбором задания прочитайте памятку.

Выбирают задание , соответствующее возможностям, читают памятку, выполняют работу. Проверка по эталону

Выбирают задание , соответствующее возможностям, читают памятку, выполняют работу, пользуясь карточкой-подсказкой. Проверка по эталону



7

Установление межпредметных и внутрепредметных связей


Если останется время


1)Познавательные:

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


Занимательные задания

Слово учителя: А теперь немного поиграем. Выполним интересные задания (слайды № 20-221)

Прочитайте стихотворения

3 – три.

Есть у нас 3 сес3цы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о троих?

У одной, что в С3жове,

Над окошком жил с3ж.

С3чь она мастерица –

Приходи к ней, малыш!


100 – сто.

У про100го 100рожа –

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!



Вспомните фразеологизмы с числительными. Объясните значения следующих фразеологизмов

Всыпать по первое число – Знать очень хорошо

Пятое колесо в телеге – Очень много (наговорить, наобещать)

Как две капли воды – Через посредников (узнать)

До седьмого пота - Высшая степень радости

На все четыре стороны – Сразу

Как свои пять пальцев – Наказать по всей строгости

С три короба – Лишний, ненужный в деле

На седьмом небе – Очень похожи

Из третьих уст - Куда угодно (идти, прогонять)

За один присест – Очень много и долго




Слово учителя

Мы должны с вами помнить, что не все слова, где есть значения числа, является числительными.


Задание 4

Проверим, насколько хорошо вы можете отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в предложениях числительные. Запишите ответы слова «да» или «нет».


1.Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. (Да.)

2.Мимо бревно суковатое плыло;
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток скопилось на нем. (Нет.)

3.Пришел он к разведчикам и в этот день, и на другой, и потом каждый день. (Нет.)

4.Вокруг меня толпилось трое детей. (Да.)

5.Все пятерки в дневнике у Светловой Нади. (Нет.)

6.Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает. (Да.)

7.Наш дом восьмиэтажный. (Нет.)

- Проверьте ответы. Зачитывает правильные ответы.









Читают стихотворения



Слайд № 16











Слайд № 17






















































Читают на слайдах предложения и определяют: есть или нет в нем числительные.

Записывают: Да, нет, нет, да, нет, да, нет.

Проверяют.









Читают стихотворения




































































Читают на слайдах предложения и определяют: есть или нет в нем числительные.

Записывают: Да, нет, нет, да, нет, да, нет.

Проверяют.









Слайды

№16-17

































Слайд № 18

































Слайды № 19-21








Слайд № 22


8

Рефлексия

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

1. Какое задание на уроке было наиболее интересным?

2. Какое задание оказалось самым трудным?


Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе каждый оценку в тетради.

И на полях в тетради поставьте букву А – если было легко работать, Б – если остались вопросы, что-то еще непонятно, В – если задания были сложными для вас, требуется помощь.


Прокомментируйте свою оценку

Оценивают свою работу на уроке, комментируют

Оценивают свою работу на уроке, комментируют






Слайд № 23


9

Домашнее задание


Тот, кто написал А – мини – сочинение «Путешествие в будущее». Представьте себе, что вы перенеслись на 10–20
лет вперед. Опишите любое изделие из будущего (машину, робота, часы, космическую ракету или что-то более фантастическое). Напишите его паспорт ( характеристику), используя числительные, Б – собрать материал для сборника пословиц, поговорок, загадок и фразеологизмов с числительным семь, В – упр. 477 ( 2 абзац)

Получают домашнее задание

Получают домашнее задание

Слайд № 24




Всем спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение по теме "Имя числительное"

Автор: Клепинина Наталья Александровна

Дата: 16.12.2024

Номер свидетельства: 661941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Крестики и нолики" по теме "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(49) "kriestiki-i-noliki-po-tiemie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "239632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444832681"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Обобщение изученного по теме "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "121196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413904446"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок -импровизация  по темам:  «Имя числительное» и «Местоимение» "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-improvizatsiia-po-tiemam-imia-chislitiel-noie-i-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106342"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402999705"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок -обобщение по теме "Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(44) "urokobobshchieniiepotiemieimiachislitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "314322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459680405"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Обобщение и повторение материала по теме «Имя числительное» "
    ["seo_title"] => string(71) "obobshchieniie-i-povtorieniie-matieriala-po-tiemie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "135238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416890919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства