2 | Мотивация деятельности | Метод: информационно рецептивный. Приём: слово учителя, беседа. Форма работы: коллективная, устная. Вид деятельности: слушание, говорение | Отгадайте загадки, назовите отгадки Два кольца, два конца, посередине гвоздик. /Ножницы/ Два братца через дорогу живут. /Глаза/ Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. /Берега/ Какой частью речи являются названные вами слова? /имена существительные/ Скажите, что общего в этих предложениях, что их объединяет? /Во всех этих предложениях есть числительное два/ О какой части речи идёт речь в этом стихотворении? Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду. П.Чесноков / Имя числительное/ | Отгадывают загадки, называют отгадки, определяют, к какой части речи относятся названные отгадки, что их объединяет ( два -числит.) Слушают стихотворение, называют часть речи, о которой идет речь | Отгадывают загадки, называют отгадки, определяют, к какой части речи относятся названные отгадки, что их объединяет ( два -числит.) Слушают стихотворение, называют часть речи, о которой идет речь | | |
4 | Актуализация знаний, умений. Цель: Повторение морфологических признаков числительных | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Личностные: - смыслообразование 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Мы с вами завершили изучать имя числительное. Вспомните всё, что вам известно. У вас на столе лепестки из бумаги. На лепестках написаны разные признаки. И только на одном – двух лепестках верные признаки числительного. Выберите лепестки и приклейте их на доске. Таким образом, собирается цветок -ромашка с признаками имени числительного. | Выбирают лепестки с признаками числительных: 1.Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. 2.Имена числительные делятся на количественные и порядковые. 3.Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?. 4.Имена числительные изменяются по падежам. 5. Имена числительные могут быть разными членами предложения. | Выбирают лепестки с признаками числительных: 1.Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. 2.Имена числительные делятся на количественные и порядковые. 3.Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?. 4.Имена числительные изменяются по падежам. 5. Имена числительные могут быть разными членами предложения. По карточке- подсказке | | |
6 | Систематизация и обобщение Цель: Повторить и закрепить знания об имени числительном | 1) Регулятивные: - прогнозирование. - анализ, сравнение, синтез. - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 3) Коммуникативные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания с использованием учебно-научной лексики. - умение выражать свои мысли | Задание1. Игра –разминка «Назови числительное в названии художественного произведения»: Зачитывается название художественного произведения и автор, не называя числительное. Отгадайте, какое числительное употреблено в произведении -Читает названия художественных произведений и автора: - Юрий Олеша «Три толстяка» -С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» -Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» -А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -И. Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев» -М.Е. Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» -Послушайте отрывки из произведений и найдите числительные, запишите числительные словами И на пир весёлый тот Царь одиннадцать зовёт Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей?.. Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из волн выходят ясных, И с ними дядька их морской Определите, из каких произведений прозвучат отрывки, кто их авторы? Задание 2. Распределительный диктант Распределите числительные на две колонки: количественные, порядковые. Девяносто первый, сто пятнадцать, четыре, пятеро, одна шестая, семьдесят восьмой, две девятых, шестнадцатый, тысяча восемьсот двадцать пятый. Дополнительное задание: Перечислите разряды количественных числительных. Назовите собирательное числительное в тексте диктанта. Задает вопрос: Вспомним : Какими членами предложения могут быть числительные? Задание3. Синтаксическая разминка Запишите предложения. Подчеркните числительные как члены предложения Семь и семь – четырнадцать. Семеро ребят отправились в поход. Первый луч солнца разбудил девочку. А теперь потренируемся в чтении текста с именами числительными. Ваша задача: правильно их употребить ( текст на карточке) Проводит физкультминутку: -Встали все дружно, слушаем внимательно, если есть ь в середине числительного - хлопок. Семьсот,одиннадцать, пятнадцать,шестнадцать, восемьдесят,двести, семнадцать,девятьсот, девятнадцать,девяносто, шестьдесят, шестьсот. Слово учителя. Одной из самых сложных орфограмм при изучении числительных является написание Ь знака в числительном Задание 5. Объяснительный диктант Вставьте, где нужно ь знак (самостоятельно, с последующей проверкой) запишите только числительные За лето прочитал пятнадцать книг. В школе пятьсот учеников. Напечатано восемьсот экземпляров книг. В продаже есть семнадцать видов обоев. Объем бака – шестьдесят литров. Выполнено двадцать заданий. Вспахали девятнадцать гектаров земли. Заработано девятьсот рублей. Построено пятьдесят километров дороги. В здании восемнадцать этажей Задание 6. Просклоняйте числительное семьдесят, две седьмых ( у доски), оба и обе (самостоятельно с последующей самопроверкой(слайды ) | Отгадывают числительное, которое упоминается в названии произведения. 1.Записывают в тетрадях: Одиннадцать, двенадцать, двенадцатой, тридцать. Проверьте, правильно ли вы их записали по слайду№7 2.Устно отвечают: 1-й отрывок из сказки «Спящая царевна» В. Жуковский. 2-й отрывок из предисловия к поэме «Руслан и Людмила» А.Пушкин Вспоминают 1.Разряды числительных: Количественные обозначают количество предметов, число и отвечают на вопрос сколько? Порядковые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? 2.Выполняют задание: Количественные числительные: сто пятнадцать, четыре, пятеро, одна шестая, две девятых. Порядковые: девяносто первый, семьдесят восьмой, шестнадцатый, тысяча восемьсот двадцать пятый. Самостоятельно проверяют , затем сравнивают с эталоном на слайде № 8. Перечисляют разряды количественных числительных (обозначают целые числа, дробные, собирательные). Называют числительное: пятеро. Отвечают на вопрос ( любым членом предложения) Выполняют задание. Проверяют по эталону. Подлежащее Словосочетание подлежащее определение Читают текст самостоятельно, затем вслух по цепочке, правильно употребляя имена числительные Выполняют физминутку Записывают только числительные Вставляют, где нужно ь знак, объясняют. Проверяют по слайду № 13 Выполняют задания у доски. Затем сверяют по эталону. На слайде № 14-15 | Отгадывают числительное, которое упоминается в названии произведения. 2.Записывают в тетрадях: Одиннадцать, двенадцать, двенадцатой, тридцать. Проверьте, правильно ли вы их записали по слайду№7 2.Устно отвечают: 1-й отрывок из сказки «Спящая царевна» В. Жуковский. 2-й отрывок из предисловия к поэме «Руслан и Людмила» А.Пушкин Вспоминают 1.Разряды числительных: Количественные обозначают количество предметов, число и отвечают на вопрос сколько? Порядковые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? 2.Выполняют задание с помощью одноклассника-консультанта Количественные числительные: сто пятнадцать, четыре, пятеро, одна шестая, две девятых. Порядковые: девяносто первый, семьдесят восьмой, шестнадцатый, тысяча восемьсот двадцать пятый. Самостоятельно проверяют и сравнивают с эталоном на слайде № 8 Перечисляют разряды количественных числительных (обозначают целые числа, дробные, собирательные). Называют числительное: пятеро. По карточке-подсказке Отвечают на вопрос ( любым членом предложения) Выполняют задание с помощью ученика-консультанта. Проверяют по эталону. Читают текст самостоятельно, затем вслух по цепочке, правильно употребляя имена числительные Выполняют физминутку Записывают только числительные С помощью карточки-подсказки Вставляют, где нужно ь знак, объясняют. Проверяют по слайду №13 Выполняют с помощью одноклассника-консультанта у доски .Затем сверяют по эталону на слайде № 14-15 | Слайд № 6 Слайд 7 Слайд №8 Слайд № 9 Слайд №10 Слайд № 11-12 Слайд № 13 Слайды № 14-15 | |
7 | Установление межпредметных и внутрепредметных связей Если останется время | 1)Познавательные: - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Занимательные задания Слово учителя: А теперь немного поиграем. Выполним интересные задания (слайды № 20-221) Прочитайте стихотворения 3 – три. Есть у нас 3 сес3цы, Вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что в С3жове, Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш! 100 – сто. У про100го 100рожа – Непро100рный дом: Ча100 в нём 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! Вспомните фразеологизмы с числительными. Объясните значения следующих фразеологизмов Всыпать по первое число – Знать очень хорошо Пятое колесо в телеге – Очень много (наговорить, наобещать) Как две капли воды – Через посредников (узнать) До седьмого пота - Высшая степень радости На все четыре стороны – Сразу Как свои пять пальцев – Наказать по всей строгости С три короба – Лишний, ненужный в деле На седьмом небе – Очень похожи Из третьих уст - Куда угодно (идти, прогонять) За один присест – Очень много и долго Слово учителя Мы должны с вами помнить, что не все слова, где есть значения числа, является числительными. Задание 4 Проверим, насколько хорошо вы можете отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в предложениях числительные. Запишите ответы слова «да» или «нет». 1.Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. (Да.) 2.Мимо бревно суковатое плыло; Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток скопилось на нем. (Нет.) 3.Пришел он к разведчикам и в этот день, и на другой, и потом каждый день. (Нет.) 4.Вокруг меня толпилось трое детей. (Да.) 5.Все пятерки в дневнике у Светловой Нади. (Нет.) 6.Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает. (Да.) 7.Наш дом восьмиэтажный. (Нет.) - Проверьте ответы. Зачитывает правильные ответы. | Читают стихотворения Слайд № 16 Слайд № 17 Читают на слайдах предложения и определяют: есть или нет в нем числительные. Записывают: Да, нет, нет, да, нет, да, нет. Проверяют. | Читают стихотворения Читают на слайдах предложения и определяют: есть или нет в нем числительные. Записывают: Да, нет, нет, да, нет, да, нет. Проверяют. | Слайды №16-17 Слайд № 18 Слайды № 19-21 Слайд № 22 | |