Обучение орфографии в начальных классах. Формирование умений.
Обучение орфографии в начальных классах. Формирование умений.
Практическая направленность обучения состоит в том, что школьники овладевают уме-
ниями и навыками в области правописания. Умение – это готовность к действию, оно складывается и закрепляется в результате многократного выполнения действия. Любое действие должно быть мотивировано, следовательно, первый этап – это вопрос о мотива- ции орфографической работы.
В современной методике орфографии мотивация учитывается недостаточно. Причина в том, что сама орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, к тому же она трудно усваивается ими и доставляет им много неприятностей. У детей создается ил- люзия, будто оценка по русскому языку ставится исключительно за орфографию. Из – за боязни сделать ошибку школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызыва- ет отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет – русский язык.
Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через:
возбуждение познавательных интересов;
поиск занимательных форм и методов работы;
облегчение работы благодаря хорошему отбору и четкому структурированию ди- дактического материала и разнообразию методических приемов;
введение гибкой системы контроля и оценки орфографических умений и навыков.
Каждая из этих четырех групп имеет свои средства, свои приемы. Приведу некоторые из них.
1 группа факторов мотивации – развитие познавательных интересов:
1. осознание детьми далеких целей обучения правописанию. Нужно, чтобы дети увидели, как пишут взрослые образованные люди, что все люди овладели письмом и в этом нет ни- чего непреодолимого;
2. осознание близких целей обучения правописанию: школьникам сообщается, к каким итогам по орфографии они придут к концу учебного года, что они должны усвоить при изучении данной темы, в необходимых случаях определяется задача отдельного урока или упражнения;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение орфографии в начальных классах. Формирование умений. »
Обучение орфографии в начальных классах.
Формирование умений.
Практическая направленность обучения состоит в том, что школьники овладевают уме-
ниями и навыками в области правописания. Умение – это готовность к действию, оно складывается и закрепляется в результате многократного выполнения действия. Любое действие должно быть мотивировано, следовательно, первый этап – это вопрос о мотива- ции орфографической работы.
В современной методике орфографии мотивация учитывается недостаточно. Причина в том, что сама орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, к тому же она трудно усваивается ими и доставляет им много неприятностей. У детей создается ил- люзия, будто оценка по русскому языку ставится исключительно за орфографию. Из – за боязни сделать ошибку школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызыва- ет отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет – русский язык.
Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через:
возбуждение познавательных интересов;
поиск занимательных форм и методов работы;
облегчение работы благодаря хорошему отбору и четкому структурированию ди- дактического материала и разнообразию методических приемов;
введение гибкой системы контроля и оценки орфографических умений и навыков.
Каждая из этих четырех групп имеет свои средства, свои приемы. Приведу некоторые из них.
1 группа факторов мотивации – развитие познавательных интересов:
1. осознание детьми далеких целей обучения правописанию. Нужно, чтобы дети увидели, как пишут взрослые образованные люди, что все люди овладели письмом и в этом нет ни- чего непреодолимого;
2. осознание близких целей обучения правописанию: школьникам сообщается, к каким итогам по орфографии они придут к концу учебного года, что они должны усвоить при изучении данной темы, в необходимых случаях определяется задача отдельного урока или упражнения;
3. постоянное осмысление орфографической работы: воспитание гордости за успехи в об- ласти культуры речи, в выражении своей мысли;
4. организация мероприятий, где школьники могут проявить свою грамотность: письмо товарищу, выпуск газеты, изготовление наглядных пособий по предметам;
2 группа – занимательные приемы рвботы.
1. использование игр и занимательных материалов на уроках, элементов соревнования, конкурсов;
2. организация внеклассной работы в виде кружков, викторин;
3. разнообразие приемов работы: элементы исследовательского метода, поисковые задачи;
4. опора на чувственное восприятие языковых единиц, т.е. на зрительную и слуховую наг- лядность: использование красочных картин, плакатов, цветных мелков, видеоматериалов и т.д.
3 группа факторов мотивации – отбор и структурирование дидактического материала.
1. в начальных классах орфография еще не может предстать перед учащимися как целост- ная система, тем не менее важно показывать закономерность в орфографии, например, единый способ проверки морфем с помощью родственных слов;
2. дидактический материал, интересный по содержанию и ценный в воспитательном отно- шении, подбирается преимущественно из произведений художественной литературы;
3. слова, словосочетания, предложения и тексты должны быть насыщены орфограммами изучаемого типа; это поддерживает уровень интереса, повышает тонус работы. Нередко в список слов и словосочетаний вводятся так называемые “конфликтные” единицы, не со – держащие орфограмм данного типа: это нарушает однообразие, повышает внимание, вос- питывает орфографическую зоркость;
4. орфограммы на изучаемое правило включаются в доступных вариантах с постепенным усложнением и совсем не включаются слова с орфограммами, не изучаемыми в начальных классах;
4 группа – формы контроля и оценки умений и навыков по орфографии:
1. разграничение ошибок, за которые снижается оценка и ошибок, за которые оценка пока не снижается (ошибки типа “покозалось”, “соглошение” и другие);
2. отказ от выставления отрицательных оценок за сочинения и обучающие изложения, т.е. за такие письменные работы, где школьнику приходится употреблять слова, проверить ко- торые он не может;
3. постоянная работа, направленная на предупреждение и недопущения ошибок (специаль ная подготовка к письменным работам, проговаривание, комментирование, использование словарей).
Таким образом, первый шаг на пути формирования умений – это положительная моти- вация, развитие познавательного интереса и ясное понимание задач.
В целом процесс формирования умений имеет следующие ступени:
1. Жизненная ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Осознавая мотивы предстоящих действий, школьник ставит перед собой цель.
2. Школьник ищет способ выполнения действия: опора на знание – на правило, прошлый опыт, образец, память.
3. Школьник планирует действие: составляет алгоритм действия по правилу.
4. Школьник выполняет действие – с подробным комментарием в соответствии с алгорит- мом.
5. Школьник многократно выполняет действия – в изменяющихся условиях и вариантах.
6. Появляются элементы автоматизма, их становится все больше, они усиливаются и иг- рают все большую роль в результате многократного выполнения однотипных действий.
7. Достигается более или менее полный автоматизм безошибочного письма.
Короче эти ступени можно изобразить схемой:
мотив, цель – выбор способа действий – алгоритм – действие – повторные действия – появление элементов автоматизма – свертывание алгоритма – автоматизм в написании.
Весь показанный здесь цикл не завершается в начальных классах, в этом трудность начального обучения. Здесь автоматизм достигается лишь в простейших случаях: в на- писании часто употребляемых и легко проверяемых слов.
Одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками является орфографическая зоркость.
Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать в тексте, в словах ор- фограммы, а также быстро определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать допущенные ошибки. Отсутствие ее или слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Это сводит на нет даже знание правил.