- Употребление синонимов делают нашу речь точной, выразительной, яркой.
- В русском языке есть не только синонимы – слова друзья, но и слова – недруги,
т. е. пары словкоторыми пользуются все люди на свете. То нам холодно, то жарко, то мы сытые, то мы голодные, то грустные, то веселые. Мы все ночью ложимся спать, а утром встаем. Вот такие слова с противоположным значением называются.?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Определение,выраженное прилагательным»
Утверждено:
Дата:
Класс:
Урок: Время:
Тема: Определение, выраженное именем прилагательным.
Цели:образовательная – повторить и уточнить материал об имени прилагательном, систематизиро
вать знания о грамматических и синтаксических особенностях имени прилагательного на
основе его характеристики как части речи;
развивающая – совершенствовать умение опознавать в речи имена прилагательные,
определять их синтаксическую роль в предложении, развитие умений изменять имена
прилагательные, согласуя их с именами существительными,
тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать;
воспитательная – формирование умения уместного употребления имён прилагательных в
речи для придания ей образности и выразительности, привить любовь к Родине.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской и творческой
деятельности.
Методы обучения: Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, фронтальная
Наглядности:
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Положительный эмоциональный настрой
-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
-Здравствуйте те, у кого хорошее настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул.
Здравствуйте те, кто сегодня будет активным и хорошо работать на уроке.
-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и
радостно трудиться на уроке. Пожелайте всего доброго друг другу!
Нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.
Желаю всем нам успехов!
II. Опрос домашнего задания
1. Проверка домашнего упражнения №11. Списать предложения, ставя слова данные в скобках
в творительном падеже. Сделать разбор двух предложений.
2. По методу «Горячий стул» проверка теоретического материала.
3. Обобщение и переход к новой теме
Итак, мы с вами закончили изучение темы «Обстоятельство, выраженное существительным»
А теперь, ребята, скажите какое у вас настроение?
Давайте, заполним «Словарик настроений»
- К какой части речи относятся эти слова и что вы можете рассказать о них?
- Сегодня на уроке мы будем говорить об именах прилагательных, повторим то, что знаем о них,
узнаем грамматические и синтаксические признаки имени прилагательного; определим значение
имени прилагательного в речи. (запись в тетрадях новой темы)
Для начала давайте поиграем.
3. Игра «Комплимент»
Каждый по кругу говорит соседу справа комплимент, слово- прилагательное, выражающее одну хорошую черту его характера.
4. Игра «Рисуем на ладожках». Выполняется в парах.
Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. И каждый рисует на ладони соседа по желанию: или солнышко, или цветок, звездочку.
(Деление на команды по рисункам.)
Вот мы разделились на команды. Но на уроке мы будем работать сотрудничая, а не соревнуясь. Работа будет оцениваться следующим образом: у вас на партах лежат оценочные листы, куда вы будете вносить баллы за правильный ответ.
IV. Усвоение нового теоретического материала
1. Исследовательская работа в группах
Группа «Солнышко» Самостоятельно читает упражнение №1 стр 191 и по ходу помечает
главное в тексте. Стратегия « Чтение с пометой».
Группа «Цветочек» Составляет«Визитную карточку имени прилагательного» (На полосках бумаги напечатаны понятия, касающиеся различных частей речи. Необходимо выбрать только те, которые соответсвуют имени прилагательному и наклеивают на постер.
Группа «Звёздочка» Исследование учащихся по интернету. Защита слайда об определении.
2. Защита исследований учащихся.
3. Дополнительные сведения учителя. Просмотр слайдов.
«Этимологическая страничка»
Давайте заглянем в глубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Эпитет - художественное, образное определение. Например:
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. То есть оно прилагается к имени существительному, обозначает его признак.
Что может быть признаком? - Цвет, форма, размер, запах, вкус, качество, эмоции, характер,
возраст, вес … .
V. Закрепление темы
1. Задание: Подари предмету признак. Работа по картинкам.
2. Работа по учебнику.
Группа «Солнышко» Упр. 1 стр.193. Прочитать найти главные члены предложения. Поставить вопрос к выделенным словам. Какие это члены предложения? Чем они выражены?
(Участники группы по очереди читают предложения и устно дают ответы на вопросы. Один ученик делает у доски полный синтаксический разбор первого предложения)
Вывод: Имена прилагательные в предложении выполняют роль определения.
Группа «Цветочек» Упр. 2 Составить словосочетания. Найдите в них главное и зависимое слово.
(Учащиеся по цепочке выходят к доске).
Вывод: Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.
При изменении главного слова изменяется зависимое, т. е. род, число, падеж прилагательного зависит от рода, числа, падежа существительного.
Группа «Звёздочка» Упр. 3 Переведите на русский язык словосочетания.
По приему « Шторка» учащиеся сопоставляют русскую и казахскую грамматику и делают
Вывод: в родном языке прилагательные не изменяются.
3. Работа по тексту «Астана – столица Казахстана»
-- Чтение текста
-- Словарная работа
Появился – пайда болу
Определение – анықтама
Огромная стройка – орасан зор құрылыс
Возвышаются – көтерілу
Реставрируются – қалпына келтіру
Архитектура – сәулет өнері
Сочетание – байланыстыру.
-- Задание к тексту: Найдите во втором абзаце тексте прилагательные с существительными
4.Творческое задание:
Группа «Солнышко» -- составить коллаж, «Город мечты - Астана», используя текст из учебника
и картинки с достопримечательностями столицы.
Группа «Цветочек» — нарисовать город Астану
Группа «Звёздочка» --- Пишет эссе на тему «Астана – наша любимая столица»