УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Тема: склонения имён прилагательных во множественном числе.
Цель: познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
Задачи:
совершенствовать умение распознавать род и падеж имён прилагательных;
формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе, определять их падеж, правильно писать окончания;
составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;
развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
воспитывать умение общаться и помогать друг другу.
Планируемые результаты по формированию УУД:
Личностные: формирование положительных мотивов учения.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, выражать свою точку зрения и аргументировать её, оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; аргументировать свои действия, опираясь на формулировку правила.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, оценивать собственную успешность выполнения задания, анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, парах, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, интегрированный, фронтальная беседа.
Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, карточки для опроса, учебник.
Ход урока:
1.Орг. Момент.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Наш язык-русский язык, он таит в себе много секретов. И нам с вами в очередной раз предстоит открыть ещё один.
2.Актуализация знаний
Назовите часть речи, которая зависит от существительного?
Игра «Доскажи словечко»
Настроение у нас (чудесное)
Ждут задания вас (интересные)
На уроке всегда будь (внимательный)
И урок выйдет (замечательный)
слайд 1
Найди лишнее прилагательное (интересные) Почему? Оно стоит во множественном числе.
3.Постановка учебной проблемы. слайд 2
Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Мы должны научиться изменять прилагательные по падежам (просклонять)
Цель нашего урока: познакомиться с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
Лучше всего помогут раскрыть нам этот секрет сами прилагательные.
4. Работа по теме урока. (У каждого ряда свой маршрутный лист)
Задание 1.
(слайд 3)
Указать грамматические признаки прилагательного.
1 ряд - чудные картины
2 ряд - белые равнины
3 ряд – высокие небеса
- Во всех ли словосочетаниях вы смогли указать грамматические признаки? (нет, прилагательные употреблены во мн.ч., нельзя определить род)
Как называются эти словосочетания? (Эпитеты)
5.Закрепление изученного.
1)На доске записаны слова: пластилин, одеяло, молоко, пух, хлеб.
-Что не может быть мягким, белым, тёплым? (молоко)
-Какого рода эти прилагательные?
2).Послушайте стихотворение:
Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! ( Снегирь). Разобрать прилагательные по составу.
Слайд №4
Беседа о зимующих птицах.
Слайд №5.
Задание 2. Самостоятельная работа.
-Определите падеж у прилагательных в составленном предложении.
Слайд №6. Алгоритм определения падежа у прилагательных.
6.Физминутка
7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)
Слайд №7,8,9.
Нарвалы. Единороги из вида морских свиней, которые имеют отношение к касаткам, белухам. Обитают эти морские животные на всём побережье Северного Ледовитого океана.
Задание 3
Слайд №10
8. Попробуйте движениями, мимикой, жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, кислый.
Слайд №11
9.Подберите прилагательные-омонимы к парам слов.
10.Физминутка
Задание 4 Тест
Слайд №12
Задание 5 Уровень 1.Уровень 2. Уровень 3. ( Проверка.)
11.Блиц-опрос «Продолжи утверждение»
-Имена прилагательные изменяются только по …
-Род, число, падеж прилагательного определяется по …
-Безударные окончания прилагательных во множественном числе можно определить по…..
12.Игра « Быстрая реакция» Запишите первую букву каждого слова. ( Муха, овод, лужа, огород, двор, ель, цветок.) Молодец!
Слайд №13
13. Рефлексия
14.Итог урока
-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
-Все ли из них мы смогли решить?
- Что мы должны запомнить? Что нам в этом поможет?
15.Домашнее задание.