- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы совершим путешествие на цветочную поляну сказочного города, где живут известные вам герои повести Н.Носова. (иллюстрации ) - Каких только великолепных цветов нет в этом чудесном городе: и тюльпаны, и лилии, и астры, и подсолнечник, и розы, и даже лотосы… Нет только одного растения, о котором написала в своем стихотворении русская поэтесса Е. Бекетова: По утру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать, И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать. В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живет; На зеленых ветвях, На душистых кистях Мое бедное счастье цветет… - Чего же нет в этом городе? (сирени) - Верно, наверное, город стал бы еще красивее, если бы в нем цвела душистая сирень. - Итак, сегодня на уроке, тема которого «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», мы должны подготовиться описанию сирени, используя материал урока. Сочинение вы должны написать так хорошо, чтобы жители Цветочного городка захотели развести сирень в своих садах. - Итак, перед вами известная картина «Сирень в корзине». Автор ее, замечательный художник Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 г.), который писал картины в жанре портрета («Семейный портрет».1912 г. Третьяковская галерея. «Портрет В.Э. Мейерхольда». 1938 г. Третьяковская галерея.), натюрморта («Сухие краски».1913 г. Третьяковская галерея.). Особенно он любил изображать цветы. Известны его картины: «Две розы», «Ягоды шиповника», «Маки», «Гвоздики» и, наконец, «Сирень». Сам художник говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах». Он считал, что человек, чувствующий красоту цветка, правильно понимает и воспринимает мир, окружающую жизнь. Вот и мы с вами рассмотрим репродукцию (хотя будем употреблять слово «картина») и вместе полюбуемся сиренью, которую с такой любовью описал художник. В беседе нам помогут следующие слова – термины, выписанные из Словаря юного художника: Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п. Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине). Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины. Композиция – расположение изображаемого на картине. - Нравится ли вам репродукция картины? Почему? - Как художник передал свежесть цветов? - Какую палитру цветов использовал мастер кисти на картине? - Какого цвета сирень в верхней части букета, в нижней? - Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток, листья, цветки? - Наверное, эта сирень очень ароматная, подберите синонимы к этому слову. - Все ли листья освещены одинаково солнцем? Как от степени солнечного освещения меняется их цвет? - Почему сирень в обыкновенной корзине, а не в роскошной вазе? - На каком фоне изображена сирень, почему? - Разделяете ли вы восхищение художника цветами? - Какими словами можно выразить свое отношение к сирени? Я рада, что картина вам понравилась, трудно остаться к ней равнодушным. Однако художник выражает свое отношение красками, а человек – словом. Можно найти красивые цвета, оттенки, но можно найти и красивые слова, чтобы передать это. Вот послушайте стихотворение В. Рождественского «Сирень». Прогремела гроза, прошумела… Стихия грохочет вдали. Золотые лучи, словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Воздух полон прохлады и тени. Встала радуга светлым венцом. И тяжелые гроздья сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад. Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось. Ветку тронешь – дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь. Легкой капелькой, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. И художник, и поэт любят природу, но передают эту любовь каждый по – своему. Видите, какие прекрасные слова можно найти, чтобы передать красоту увиденного. На следующем этапе мы и будем учиться подбирать языковой материал и композиционно. - Прочитайте план сочинения. Слово о художнике. Описание картины: а) описание сирени (гроздья, листья, ветки, цвет); б) описание других предметов на картине; в) фон картины, его роль. 3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает? - Из скольких частей состоит план сочинения? Что отражает каждая часть? - Записать слова, вставляя пропущенные орфограммы. В какой части сочинения можно использовать данные выражения? Н…тюрморт, ж…в…писец, р…продукц…я, р…стение, душ…стое, обл…ко, ар…матный, бл…гоухающий, зап…х, т…ж…лые гроздья, л…ловый, ф…олетовый, пурпурный, с…реневый, роз…вый, темно – з…леный, ж…лто – з…леный, в…ранда, о(т,тт)енки, крошеч(?)ные л…п…стки – звезд…ч(?)ки, выр…жает, в…сх…щает, настр…ение. - Какие синонимы, глаголы, характеризующие художника и его работу можно использовать в сочинении? I группа 1. Кто написал картину «Сирень в корзине»? Какие его полотна известны? 2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский? 3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает? I группа 1.Что занимает центральное место на картине? 2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета? 3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета? 4. Какими по величине изображены ветки? III группа 1..Какие цвета использует художник для изображения освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени? 2. В чем стоит букет с сиренью? Почему? 3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены? 4. Почему корзина стоит на темном полу? IV группа Работа с сочинением – клише. - Послушаем, какие ответы вы приготовили, они могут стать частью сочинения. - Прослушаем подготовленное сочинение. - Итак, очень надеюсь, что вы напишете такое сочинение по картине, что сирень обязательно понравится жителям Цветочного города и они захотят посадить ее в своих садах. - Подведем итоги. Кто написал картину «Сирень в корзине»? Что вы знаете об ее авторе? Какие детали картины нужно описать? Какие слова, выражения вы будете использовать в сочинении? Как отредактировать текст сочинения? Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока. |