Урок русского языка (обучение грамоте) 1 класс
Тема: Разделительные ь и ъ знаки.
Цель: Научиться употреблять в словах ь и ъ знаки.
Задачи:
1) Повторить отличия в употреблении ь знака мягкости, разделительных ь и ъ знаков.
2) Закрепить на модели знание о разделительных ь и ъ знаках.
3) Научиться правильно употреблять эти знаки в словах (доказывать с помощью схемы).
Ход урока.
1-Оргмомент.
Поприветствуйте наших гостей и проверьте готовность к уроку. Настроились на урок и на хорошую работу.
Кадр(1) – Здравствуйте, ребята! Слышите звонок?
Это начинается новый наш урок.
Много интересного сможем мы узнать,
Если будем думать, а не засыпать!
Кадр(2) – Чтобы спинке не болеть,
Надо правильно сидеть.
Проверили свою осанку.
Кадр(3) – Чтобы звуки называть,
Надо рот тренировать.
Кадр(4) – Та-та-та – открывайте ворота!
До-ду-да – гудят провода!
2 – Проверка домашнего задания.
Букварь (стр. 155)
Чтение слов и предложений.
- Почему в словах первого столбика нет ъ знака?
- О чём рассказывает 1 схема? ( Разделительный ъ знак стоит между приставкой и корнем. Приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласных – е ё ю я )
- Сосчитайте, сколько слов с ъ знаком в стихотворении Г. Сапгира. ( Подъехали, въехали, съехали, объехали.)
- Почему в этих словах стоит разделительный ъ знак, а не ь? Какая схема подходит, как доказать? (Выделить приставку и корень, подчеркнуть согласную и гласную.)
- Очень легко определять какой выбрать знак?
- Какая же тема нашего урока?
3 – Постановка темы и цели урока.
Тема: Разделительные ь и ъ знаки.
Цель: Научиться определять какой следует выбрать знак при письме слов на данное правило.
Кадр(5) – Что мы знаем о ь знаке?
Кадр (6) – Как отличить ь и ъ знаки?
Кадр (7) –Тема, цель.
- Хотите проверить себя и поработать в группах?
4 – Групповая работа.
Кадр (8) - Русские богатыри.
Кадр(9) – Правила групповой работы.
- Не ссориться
- Говорить тихо
- Работать дружно
- Высказывать своё мнение
- Не терять время
- Выслушать задание
- Все правила повторили. А сейчас послушайте задание:
- За 5 минут вам нужно решить в группах, какой знак следует выбрать и вписать в данные слова.
- Объяснить, почему вы так решили. Рядом написать цифру
1 - ь мягкости
2 – разделительный ь знак
3 – разделительный ъ знак
Кадр (10)
- На листах даны слова
БОЛ_НИЦА (1)
СТУЛ_Я (2)
ПОД_ЕЗД (3)
ПЕЧ_КА (чк)
ДОЧ_ (ь – спец. правило)
ПРИ_ЁМ (нет ь знака)
5 – Проверка результатов групповой работы.
Группы вывешивают свои работы, доказывают выбор знаков и схем.
Фиксация схем в блокнот открытий.
- Согл. Ь соглас. (смягчающий)
- Согл. ь глас. (в корне) - разделительный
- Согл. Ъ глас. ( между приставкой и корнем) -разделительный
6 – Итог.
Кадр (11)
- Какие трудности возникли?
- Чему учились на уроке?
- Всё уже умеем и знаем?
- Где нам это может пригодиться?
7 – Проверь себя.
Кадр (12)
- Сосчитай, сколько слов с разделительным ь знаком. ( некоторые слова специально с ошибками.) (4)
семья конь дождь
осень колье счастье
друзя Ольга подьём
- Молодцы!