Разработка кейса как комплекса учебно-практических материалов основывается на уникальных фактах в жизни, требует больших трудозатрат, связана с решением проблемы получения реальной информации с конкретного учебного материала для построения кейса.Кейсы могут быть созданы как в рамках уроков русского языка, так и в рамках уроков литературы. Примеров уроков-кейсов можно привести множество
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка кейса по дисциплине »
КЕЙС по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема 2.1 Лексическая система русского языка
В среде подростков заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечий), что ведёт к снижению уровня языковой компетенции носителей русского языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию литературных норм языка. Известно, что источником формирования речевой культуры школьника являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ. Причём телевидение стало самым доступным и массовым средством информации, активно влияющим на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка.
О характере влияния телевидения на культуру речи студентов :
на уроке по теме «Лексика ограниченного употребления» с применением кейс-технологии.
Были соблюдены все требования к кейсу:
Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения.
Соответствие исследуемого материала поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается.
Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения путей решения исследовательской проблемы.
Отсутствие предложенной оценки проблемы.
Наличие проблемной ситуации, коллективная выработка решения, возможность нескольких решений проблемы позволили управлять эмоциональным напряжением обучающихся.
Работа с кейсом была организована в 3 этапа:
1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности.
2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах. В каждой группе выбирается спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы.
3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.
Учебная задача: установить характер связи телевидения и речи школьника.
Формируемые ключевые компетентности:
информационная (умение анализировать текст, выявлять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом
Просмотр фрагментов сериала для молодёжи «Универ».
Формулирование проблемы/проблем.
Обсуждение (каковы проявления проблемы/проблем?)
Моделирование идеального состояния системы, при котором проблем нет.
Определение путей решения проблемы.
Презентация решения группы (форму презентации выбирает сама группа).
Для того чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, в группы были розданы шаблоны.
Шаблон для работы
Проблема № 1: _______________________________________________________________
Проблема № 2: _______________________________________________________________
Проявления проблемы:
_________________ ________________________
Идеальное состояние:
___________________ _________________________
Пути решения, направленные на установление причин и следствий:
___________________ _________________________
Одним из вариантов презентации итогов обсуждения стал такой опорный конспект:
Проблема № 1: активное употребление в молодёжных сериалах сниженной лексики, которая нежелательна даже в личной беседе.
Проблема № 2: возведение сниженной лексики в речевую норму общения.
Проявление проблемы:
а) всё, что мы смотрим по телевизору, несёт элемент воспитания и формирования личности, что в итоге и формирует наше общество;
б) подражая, зачастую неосознанно, героям молодёжных сериалов, школьники начинают употреблять так называемые «крутые» слова;
в) стилистически сниженная лексика, проникая в речь школьника, ведёт к обеднению индивидуального словарного запаса.
Пути решения:
Создание на телевидении «языковой цензуры».
Появление просветительских программ о культуре речи.
Контроль со стороны родителей за тем, что смотрят дети.
Повышение общей языковой культуры.
Учитывая, что время урока ограничено, разрешила студентам продолжить работу по подготовке отчётных материалов дома.