Разработка урока на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
Разработка урока на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
Урок изучения нового (открытия нового знания)с просмотром презентации. Предназначен для учителей 8 класса. Рассчитан на сильный класс. В разработку включена работа по группам. Внимание сконцентрировано на развитие умения оперировать терминами, строить суждения в научном стиле (формирование лингвистической компетентности), умение анализировать, сравнивать похожие явления. Отличная подготовка к ОГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
уметь находить в тексте простое глагольное сказуемое;
развивать речь учащихся;
3. Воспитательные: воспитание любви к родному слову.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
Организационный этап (мотивация к учебной деятельности).
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Актуализация знаний учащихся.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о подлежащем и способах его выражения. Предлагаю начать этот урок с синтаксического разбора предложения.
Запишите предложение и выполните полный синтаксический разбор.
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- А какие еще способы выражения подлежащего вы знаете?
- Какой член предложения соотносится с подлежащим по смыслу и
грамматически?
- Попробуйте самостоятельно дать определение сказуемого, ответив на три моих вопроса:
1. Каким членом предложения является сказуемое?
2. Какое значение имеет сказуемое?
3. Чем оно выражается?
(Примерный ответ. Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий действие, признак, свойство предмета. Сказуемое может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным.)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему.
- Каковы цели урока?
- Мы с вами сегодня на уроке будем говорить о сказуемом, о его видах, узнаем, что такое глагольное сказуемое и научимся его находить в предложении.
- Запишите тему урока Слайд №1.«Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».
III. Изучение нового материала (проблемное объяснение нового знания).
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления, что такое ПГС, глаголами, в какой форме оно может быть выражено, на какие группы делятся сказуемые.
Внимание на Слайд №2. Это эпиграф к уроку, в конце урока мы вернёмся к нему. Прочитаем высказывание Буслаева.
Обратим внимание на Слайд 3. Вы должны найти правильный ответ.
1. Трое победили; 2) отец с сыном ; 3)быть образованным 4) которая стояла
- Итак, сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета. Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.
- Давайте проведем небольшое исследование и выясним, на какие две группы делятся сказуемые. Слайд,4-8
- Запишите предложения. Выделите ГО.
- Чем отличаются сказуемые в этих предложениях?
- Подумайте, в каком слове выражено ЛЗ сказуемого, а в каком ГЗ в каждом случае. Сказуемоеимеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).
- На какие две группы можно разделить сказуемые данных предложений? По какому признаку? ( На сказуемые, состоящие из одного слова, в кот. заключено ГЗ и ЛЗ сказуемого, и на сказуемые, состоящие из двух слов, при этом ГЗ и ЛЗ заключено в разных словах).
Слайд №9-10
- Итак, по строению сказуемые можно разделить на две группы – простые и составные.
- На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое. Слайд №12.
Перед вами предложения:
Белый пар по лугам расстилается.
Белый пар по лугам расстилался.
Белый пар по лугам будет расстилаться.
Белый пар по лугам расстилался бы.
Белый пар по лугам расстилайся.
- Прочитайте первое, второе и третье предложения. Выделите в них сказуемое. Уточните, какой формой глагола выражены сказуемые. (Сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени.)
- Прочитайте четвертое предложение. Выделите в нем сказуемое. Установите, чем оно выражено.(глаголом в условном наклонении).
- Выполните аналогичную работу с последним предложением. (глаголом в повелительном наклонении).
- Обобщим свои наблюдения и сделаем вывод.
- Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом?
- Скажите, глаголами, в какой форме выражается простое глагольное сказуемое? Слайд №12
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Закрепление.
Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
Кроссворд по группам. 1 группа – с 1-1, 2 группа-2-9. Во время выполнения звучит музыка.
Устная работа по развитию речи. Слайд № 2.
Беседа по эпиграфу урока.
Прочитаем высказывание Буслаева .Как вы можете доказать справедливость этого высказывания?
Тренировочное упражнение. (122 упр.) Слайд 19
Давайте перейдём к итогам урока.
Ответы на вопросы.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
Домашнее задание.
VI.Итоги урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.