Закрепить знания обучающихся о неопределённой форме глагола. Развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи глаголы неопределённой формы. Воспитывать культуру письма, бережное отношение к хлебу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку, 4 класс»
Тема: Неопределённая форма глагола. Закрепление.
Цели: Закреплять знания учащихся о неопределённой форме глагола.
Развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи глаголы ннеопределенной формы.Развивать орфографическую зоркость. Обогащать словарный запас учащихся Формировать учебную,коммуникативную,социокультурную компетентности. Воспитывать культуру письма,культуру речи.,воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход урока
I.Организация класса . Психологический настрой на урок. Ребята, разве любы нам хмурые лица,Или чья -то сердитая речь ?Вы улыбкой умейте делитьсяИ ответную искру зажечь.
Улыбнёмся друг другу, создадим себе и друг другу хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II.Проверка домашнего задания 1.Упр.382. Прочитайте пары глаголов –антонимов2.тТворческое задание 2.Презентация «запоминалки» о глаголах неопределенной формы.
III.Актуализация опорных знаний учащихся
2. Словарно-орфографическая работа
Начнём урок с знакомства с новым словарным словом. Его вы назовёте сами с помощью шифра1-я буква обозначает род существительного «Свиристель»(ж)
2-я буква – это окончание существительного 1 скл. в Д.п. (е)
3-я буква является суффиксом глаголов прош. вр.. (л)
4-я буква – это окончание глагола прош. вр. ж.р. (а)
5 и 6 буквы являются суффиксом н.ф. глагола. (ть)
- Какое слово получилось? (желать )
-Какую орфограмму нужно запомнить? ( непроверяемая безударная гласная е в корне слова). Запишите. Обозначьте орфограмму.
- Подберите синоним (хотеть). Давайте узнаем происхождение этого слова.
“желать” в словаре Даля
ЖЕЛА́ТЬ , хотеть, стремиться к чему-либо или призывать что-то; вожделеть.
Общеславянское слово. Произошло от старинного слова ГАЛИТЬ – «любоваться».. Изначально «ГАЛИТЬ» - «ГЛАЗЕТЬ». Оно образовано от другого старинного слова «ГАЛЫ» - «ГЛАЗА». Желать – «глазеть, зариться».
Подберите однокоренные слова разных частей речи к новому словарному слову.(желание, желанный, пожелает, желательно – СЛАЙД 4). Запишите слова в столбик. Выделите корень, обозначьте безударную гласную.
-Давайте посмотрим в каких пословицах встречается это словарное слово.
3.Работа в парах. Соберите пословицы Много, ничего, желать, не видать.
Кто, желает, потеряет, чужого, своё, скоро, тот.
Как вы понимаете эти пословицы?
Много желать - ничего не видатьМНОГО ЖЕЛАТЬ ДОБРА НЕ ВИДАТЬ.
ЖДАТЬ ЗНАЧИТ СИЛЬНО ЖЕЛАТЬ.
Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет.
Запишите одну пословицу на выбор, обозначьте орфограмму в словарном слове.В какой форме стоят глаголы в 1-й пословице? (н.ф.)
Почему она так называется? (нельзя определить время,число)
Что ещё вы знаете о н.ф. глагола? (отвечает на вопросы что делать? что сделать? Оканчиваются на -ть, -ти и –чь)
IV.Работа над материалом урока
1.Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы закрепим знания о н.ф. глагола.
2. Игра «Четвёртый лишний»
Найдите «лишний» глагол, объясните свой выбор..
1) Тереть, треть, везти, стеречь.
2) Зябнуть, дрожать, дружить, мёрзнуть.
3) Замирать, появляться, пробираться, рассказать.
В правописании каких глаголов надо быть особенно внимательными? Почему? (появляться, пробираться)
Когда в глаголах пишется мягкий знак ,а когда нет?
На какие группы можно разделить слова: Помощь, речь, беречь, мочь, полночь, стричь, тишь, печь, лечь, течь.(им.сущ. и гл.н.ф.)
2 в. – глаголы (Беречь, мочь, стричь, печь, лечь, течь)
Взаимопроверка.-Почему на конце пишется мягкий знак?
-Какие слова записал и тот, и другой вариант?.(печь, течь)
Составьте предложения с этими словами.( Бабушка будет печь пироги. Бабушка добавила в печь дрова. Из крана стала течь вода. Кран дал течь.) Запишите 2 предложения, обозначьте часть речи. Подчеркните грамматическую основу предложений.
Развитие речи Работа с текстом «Хлеб» (упр.385) Беседа о хлебе. Выборочное списывание . Выписать из текста предложения с глаголами в неопределенной форме. Фонетический разбор слова мягкий
А сейчас ребята прочитают стихотворение в лицах, а вы назовите глагол в н.ф
РАЗЫГРЫВАНИЕ СЦЕНКИ
За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать,
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
- Какой глагол услышали? (болтать)
- Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».
-В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком – разговаривать)
5.Работа в группах
- Многие глаголы н.ф. входят в состав фразеологических сочетаний. Ваша задача по рисунку узнать о каком фразеологизме идёт речь и объяснить, что означает это словосочетание? • Плясать под дудку. (Безоговорочно подчиняться чужой воле).
• Переливать из пустого в порожнее (Заниматься бесполезным делом, бесцельно проводить время).
• Заварить кашу или расхлёбывать кашу. (Создавать своими действиями неожиданно сложную и неприятную ситуацию, а потом выпутываться из неё.)
• Реветь белугой. (Громко кричать или плакать.) • Точить лясы. (Пустословить, заниматься бесполезной болтовнёй.) (СЛАЙД 15)
• Водить за нос. (Обманывать, обещать и не исполнять.) - Зачем нужно знать фразеологические сочетания?
(Чтобы речь была яркой, образной)
V.Итог урока
С какой частью речи работали на уроке? Почему она так называется?Какие орфограммы встречаются у глаголов н.ф.?Что на уроке вызвало затруднения?Какие задания показались наиболее интересными?
Оценивание учащихся.
Итоговое тестирование.
Поставьте глаголы в неопределённую форму:
Скучали- Везу -
Желаю - Прячут -
Гуляет - Ходили -
4) Запишите антонимы к глаголам:
Строить - Плакать –
Болеть - Соединять –
5) Запишите синонимы к глаголам:
Спешить - Кидать –
Работать - Бежать –
6) Найдите соответствие:
1. Держать язык за зубами А. Набить
2. Намять бока Б. Молчать
3. Бить баклуши В. Отругать
4. Намылить шею Г. Ничего не делать
VI.Домашнее задание 1.Упр.386(1-в),упр.387(2-в) Попробуйте самостоятельно выяснить значение и происхождение фразеологизмов:
становиться на пути, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока.