kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока развития речи по теме "Фразеологизмы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1) Научить детей пользоваться словом, учить речи точной и стройной, ясной и выразительной.

2) Введение в их словарный запас фразеологических сочетаний, пословиц, синонимов, крылатых выражений.

3) Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.

4) Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока развития речи по теме "Фразеологизмы".»

Конспект урока развития речи в 3 классе.

















Тема: «Фразеологизмы»



























Подготовила учитель начальных классов МБОУ

гимназии №36

Ланцова Елена Владимировна



Так «Не ударим в грязь лицом» и «не сядем в лужу»

Тема: Фразеологизмы.

Цель:

1) Научить детей пользоваться словом, учить речи точной и стройной, ясной и выразительной.

2) Введение в их словарный запас фразеологических сочетаний, пословиц, синонимов, крылатых выражений.

3) Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.

4) Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.

Оборудование: «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, А.Р.Тихонова; фразеологический словарь, составленный учениками класса; рисунки детей к басням И.Крылова. раздаточный материал.

Подготовительный этап: класс делится на 4 группы(количество групп определяет учитель), каждая группа получает карточки с заданием(с баснями И.Крылова дети уже знакомы-уроки литературного чтения и домашнее задание)

1.Введение в тему:

Учитель: Мне сказали :»Ваш Алёша

На уроке сел в калошу».

Я смеюсь:»Ведь это ложь.

Нет таких больших калош».

-Приходилось ли вам «садиться в калошу?»

-Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети: о фразеологизмах.

Учитель:

-что такое о фразеологизм? Вы знаете. Что в русском языке каждый термин назван неслучайно, он несёт в себе смысл этого слова.

- Из каких двух слов образовался термин «Фразеологизм»(происходит от двух греческих слов «фразис»-выражение и «логос»-учение)

Таким образом, фразеологизм-это устойчивое выражение в переносном смысле.

Мы будем не только говорить о фразеологизмах, но и учиться употреблять фразеологизмы в нашей речи.

-Для чего нужны фразеологизмы в нашей речи9сравнить тексты, вывод)

Текст 1.

И тогда она Эта героиня была легкомысленной. Она сначала веселилась так до тех пор, пока неожиданно не изменилось всё вокруг…

Растерялась, не знала, что делать, часто плакала, ей пришлось недоедать, а потом идти к своему знакомому и просить помощи. Она думала, что сможет договориться.

Текст 2.

У этой героини был «ветер в голове», она сначала веселилась так, что «голову вскружило» до тех пор, пока «как снег на голову» не изменилось всё кругом…

И тогда она»потеряла голову»,- не знала, что делать, глаза у неё были « на мокром месте» ей пришлось «натянуть потуже пояс». –идти «кланяясь в ножки» своему куму. И проливая слёзы. Просить о помощи, иначе ей придётся «положить зубы на полку». Она думала, что «найдёт общий язык с ним».

Слова для справок:растерярась

Недоедать

О том, кто часто плачет

О легкомысленном человеке

Неожиданно

Унижаться

Сильно увлечься чем-либо

Договориться

Вывод:ведь они делают нашу речь яркой, выразительной и интересной, а помогут нам басни И.А.Крылова.

2 Работа в группах

Задание 1.

Учитель:

-Послушайте мой рассказ.О какой героине И.Крылова идет речь?

У этой героини был «ветер в голове». Она сначала веселилась так, что, что «голову вскружило» до тех пор, пока «как снег на голову» не изменилось всё кругом…

И тогда она «потеряла голову»,- не знала, что делать, глаза у неё были « на мокром месте» ей пришлось «натянуть потуже пояс». –идти «кланяясь в ножки» своему куму. И проливая слёзы. Просить о помощи, иначе ей придётся «положить зубы на полку». Она думала, что «найдёт общий язык с ним».

-Кто же эта героиня?

-И почему ей надо будет «зубы положить на полку»?

Дети:

-Это Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей». «Зубы положить на полку»-означает голодать.

Учитель:

-Какие ещё есть фразеологизмы в моем рассказе?

-Откройте тетради по развитию речи , запишите число, тему урока. Выпишите столбиком все фразеологизмы и объясните их. Проверяем.

Дети:

-«Ветер в голове»-о легкомысленном человеке.

-«Голову вскружило»-сильно увлечься чем-либо.

-«Как снег на голову»-неожиданно.

-«Потеряла голову»-растеряться.

-«Глаза на мокром месте»-о том, кто часто плачет.

-«Затянуть потуже пояс»-недоедать.

-«Кланяться в ножки»-унижаться.

-«Найти общий язык»-договориться.

Учитель:

-Чтобы вы пожелали Стрекозе? Ответьте словами пословицы. Выберите нужную.

1.Дело мастера боиться.

2.Делу время-потехе час.

3.Друзья познаются в беде.

Дети:

-Делу время-потехе час.

Учитель:

-как вы это понимаете?

Дети:

-сначала поработай, а затем отдыхай.

Физкультминутка:

Брови свести и развести.

Глаза сильно прищурить и широко открыть.

Губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их.

Шею максимально вытянуть, а затем опустить.

Плечи максимально свести и развести.

Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

Задание 2.

Учитель:ребята, иногда на уроках у нас возникают трудности в написании или толковании каких-либо слов.

-Куда мы обращаемся в таких случаях?

-Какие словари вы знаете? А сегодня мы познакомимся со словарем фразеологизмов. Как вы думаете для чего он нужен?

Вывод: словарь поможет понять значение фразеологизмов, объяснит их происхожденгие, пояснит, когда и как их следует употреблять в устной и письменной речи.



-Найди фразеологизмы во фразеологическом словаре из басен.И.А.Крылова, познакомиться с толкованием и составить предложение, употребив данное выражение.

1группа-с.99(«Как белка в колесе»-Н.М Шанский)

2группа-с.237(«ни свет ни заря»-А.Н.Тихонов)

3группа-с.314(«по уши»-А.Н.Тихонов)

4группа-с.125(«Мартышкин труд»-Н.М.Шанский)

Викторина

1.А кому из героев басен И.Крылова «медведь на ухо наступил»? («Квартет»)

2.кому из героев басен вы бы посоветовали «идти в ногу»?(«Лебедь, Щука и рак»)

3.Героиня какой басни «осталась с носом»?(«Лисица и виноград»)

4.К какой басне подходят эти пословицы?

Виноват ягнёнок, что волк голоден.

Отольются волку овечьи слёзки.

Волки чуют, где овцы ночуют(«Волк и ягнёнок»)

5 Герой какой басни «встал не стой ноги» и поэтому был зол на весь мир?(Волк, «Волк и ягнёнок»)

6 К каким басням подходят пословицы:

-Умный себя винит, а глупый своего товарища(«Лисица и виноград»)

-Кроткая овца всегда волку по зубам(«Волк и ягнёнок»)

-Кто в лес, кто по дрова.

Кто во что горазд. («Лебедь, Щука и рак»)

-У героинь каких басен «вскружилась голова»?(У вороны. «Лисица и Ворона», у стрекозы, «Стрекоза и Муравей»)

Задание 3.

-Угадать, что это. Я рассказываю о предмете, а вы должны узнать этот предмет и показать.

1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела(повесить нос, задрать нос, совать нос не в своё дело, зарубить на носу, остаться с носом.)

2.Не цветы. А вянут; не ладоши, а ими хлопают. Если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши вянут, хлопать ушами, развесить уши, ушки на макушке, ухом не ведёт)

3.Его проглатывают. Упорно не желая о чём-то говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко. Легко; за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться(проглотить язык, язык хорошо подвешан, тянуть, дёргать язык, держать язык за зубами, язык без костей)

Задание 4

Прочитайте предложения. Замените слова фразеологизмами. Что изменилось?

Слова для справок:всыпать по первое число, бросать слова на ветер, считать ворон, палец о палец не ударял, сквозь землю провалились, от горшка два вершка, сидеть сложа руки, бить баклуши, снять с него стружку, гонять лодыря, где раки зимуют, в одно ухо влетает в другое вылетает, как с гуся вода, как об стенку горох, вымахавши с коломенскую версту.

Мой самый близкий друг Шурик любил оказывается смотреть в окно, бездельничать и праздно проводить время. Дома он, как о том были наслышаны все на улице, ничего не делал, чтобы помочь бабушке.Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а уму все равно.

В один из вечеров мы, приятели Шурика. Услышали. Что на его месте мы давнол бы испытали чувство неловкости и что стыдно нам было бы. А этому, что ни толкуй-всё ничего не хочет слышать. И таким он оказывается был с детства: и когда маленький. И теперь, став выше своих родителей. Все с него сходит благополучно, что ему не говори.

-нет, мать, -заключил однажды отец. –я больше не намерен тратить слова понапрасну и оставлять его проступки без внимания.

И он потянулся за ремнём на стене. Чтобы Шурика сильно отругать и жестоко наказать.

Итог урока9тест):

1.Фразеологизм-это устойчивое выражение?

2.Согласны ли вы, что

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Разработка урока развития речи по теме "Фразеологизмы".

Автор: Ланцова Елена Владимировна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Программа уроков развития по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(46) "proghramma-urokov-razvitiia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "110291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405849339"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства