Просмотр содержимого документа
«Разработка урока развития речи по теме "Фразеологизмы".»
Конспект урока развития речи в 3 классе.
Тема: «Фразеологизмы»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ
гимназии №36
Ланцова Елена Владимировна
Так «Не ударим в грязь лицом» и «не сядем в лужу»
Тема: Фразеологизмы.
Цель:
1) Научить детей пользоваться словом, учить речи точной и стройной, ясной и выразительной.
2) Введение в их словарный запас фразеологических сочетаний, пословиц, синонимов, крылатых выражений.
3) Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.
4) Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.
Оборудование: «Школьный фразеологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, А.Р.Тихонова; фразеологический словарь, составленный учениками класса; рисунки детей к басням И.Крылова. раздаточный материал.
Подготовительный этап: класс делится на 4 группы(количество групп определяет учитель), каждая группа получает карточки с заданием(с баснями И.Крылова дети уже знакомы-уроки литературного чтения и домашнее задание)
1.Введение в тему:
Учитель: Мне сказали :»Ваш Алёша
На уроке сел в калошу».
Я смеюсь:»Ведь это ложь.
Нет таких больших калош».
-Приходилось ли вам «садиться в калошу?»
-Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети: о фразеологизмах.
Учитель:
-что такое о фразеологизм? Вы знаете. Что в русском языке каждый термин назван неслучайно, он несёт в себе смысл этого слова.
- Из каких двух слов образовался термин «Фразеологизм»(происходит от двух греческих слов «фразис»-выражение и «логос»-учение)
Таким образом, фразеологизм-это устойчивое выражение в переносном смысле.
Мы будем не только говорить о фразеологизмах, но и учиться употреблять фразеологизмы в нашей речи.
-Для чего нужны фразеологизмы в нашей речи9сравнить тексты, вывод)
Текст 1.
И тогда она Эта героиня была легкомысленной. Она сначала веселилась так до тех пор, пока неожиданно не изменилось всё вокруг…
Растерялась, не знала, что делать, часто плакала, ей пришлось недоедать, а потом идти к своему знакомому и просить помощи. Она думала, что сможет договориться.
Текст 2.
У этой героини был «ветер в голове», она сначала веселилась так, что «голову вскружило» до тех пор, пока «как снег на голову» не изменилось всё кругом…
И тогда она»потеряла голову»,- не знала, что делать, глаза у неё были « на мокром месте» ей пришлось «натянуть потуже пояс». –идти «кланяясь в ножки» своему куму. И проливая слёзы. Просить о помощи, иначе ей придётся «положить зубы на полку». Она думала, что «найдёт общий язык с ним».
Слова для справок:растерярась
Недоедать
О том, кто часто плачет
О легкомысленном человеке
Неожиданно
Унижаться
Сильно увлечься чем-либо
Договориться
Вывод:ведь они делают нашу речь яркой, выразительной и интересной, а помогут нам басни И.А.Крылова.
2 Работа в группах
Задание 1.
Учитель:
-Послушайте мой рассказ.О какой героине И.Крылова идет речь?
У этой героини был «ветер в голове». Она сначала веселилась так, что, что «голову вскружило» до тех пор, пока «как снег на голову» не изменилось всё кругом…
И тогда она «потеряла голову»,- не знала, что делать, глаза у неё были « на мокром месте» ей пришлось «натянуть потуже пояс». –идти «кланяясь в ножки» своему куму. И проливая слёзы. Просить о помощи, иначе ей придётся «положить зубы на полку». Она думала, что «найдёт общий язык с ним».
-Кто же эта героиня?
-И почему ей надо будет «зубы положить на полку»?
Дети:
-Это Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей». «Зубы положить на полку»-означает голодать.
Учитель:
-Какие ещё есть фразеологизмы в моем рассказе?
-Откройте тетради по развитию речи , запишите число, тему урока. Выпишите столбиком все фразеологизмы и объясните их. Проверяем.
Дети:
-«Ветер в голове»-о легкомысленном человеке.
-«Голову вскружило»-сильно увлечься чем-либо.
-«Как снег на голову»-неожиданно.
-«Потеряла голову»-растеряться.
-«Глаза на мокром месте»-о том, кто часто плачет.
-«Затянуть потуже пояс»-недоедать.
-«Кланяться в ножки»-унижаться.
-«Найти общий язык»-договориться.
Учитель:
-Чтобы вы пожелали Стрекозе? Ответьте словами пословицы. Выберите нужную.
1.Дело мастера боиться.
2.Делу время-потехе час.
3.Друзья познаются в беде.
Дети:
-Делу время-потехе час.
Учитель:
-как вы это понимаете?
Дети:
-сначала поработай, а затем отдыхай.
Физкультминутка:
Брови свести и развести.
Глаза сильно прищурить и широко открыть.
Губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их.
Шею максимально вытянуть, а затем опустить.
Плечи максимально свести и развести.
Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
Задание 2.
Учитель:ребята, иногда на уроках у нас возникают трудности в написании или толковании каких-либо слов.
-Куда мы обращаемся в таких случаях?
-Какие словари вы знаете? А сегодня мы познакомимся со словарем фразеологизмов. Как вы думаете для чего он нужен?
Вывод: словарь поможет понять значение фразеологизмов, объяснит их происхожденгие, пояснит, когда и как их следует употреблять в устной и письменной речи.
-Найди фразеологизмы во фразеологическом словаре из басен.И.А.Крылова, познакомиться с толкованием и составить предложение, употребив данное выражение.
1группа-с.99(«Как белка в колесе»-Н.М Шанский)
2группа-с.237(«ни свет ни заря»-А.Н.Тихонов)
3группа-с.314(«по уши»-А.Н.Тихонов)
4группа-с.125(«Мартышкин труд»-Н.М.Шанский)
Викторина
1.А кому из героев басен И.Крылова «медведь на ухо наступил»? («Квартет»)
2.кому из героев басен вы бы посоветовали «идти в ногу»?(«Лебедь, Щука и рак»)
3.Героиня какой басни «осталась с носом»?(«Лисица и виноград»)
4.К какой басне подходят эти пословицы?
Виноват ягнёнок, что волк голоден.
Отольются волку овечьи слёзки.
Волки чуют, где овцы ночуют(«Волк и ягнёнок»)
5 Герой какой басни «встал не стой ноги» и поэтому был зол на весь мир?(Волк, «Волк и ягнёнок»)
6 К каким басням подходят пословицы:
-Умный себя винит, а глупый своего товарища(«Лисица и виноград»)
-Кроткая овца всегда волку по зубам(«Волк и ягнёнок»)
-Кто в лес, кто по дрова.
Кто во что горазд. («Лебедь, Щука и рак»)
-У героинь каких басен «вскружилась голова»?(У вороны. «Лисица и Ворона», у стрекозы, «Стрекоза и Муравей»)
Задание 3.
-Угадать, что это. Я рассказываю о предмете, а вы должны узнать этот предмет и показать.
1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела(повесить нос, задрать нос, совать нос не в своё дело, зарубить на носу, остаться с носом.)
2.Не цветы. А вянут; не ладоши, а ими хлопают. Если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши вянут, хлопать ушами, развесить уши, ушки на макушке, ухом не ведёт)
3.Его проглатывают. Упорно не желая о чём-то говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко. Легко; за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться(проглотить язык, язык хорошо подвешан, тянуть, дёргать язык, держать язык за зубами, язык без костей)
Задание 4
Прочитайте предложения. Замените слова фразеологизмами. Что изменилось?
Слова для справок:всыпать по первое число, бросать слова на ветер, считать ворон, палец о палец не ударял, сквозь землю провалились, от горшка два вершка, сидеть сложа руки, бить баклуши, снять с него стружку, гонять лодыря, где раки зимуют, в одно ухо влетает в другое вылетает, как с гуся вода, как об стенку горох, вымахавши с коломенскую версту.
Мой самый близкий друг Шурик любил оказывается смотреть в окно, бездельничать и праздно проводить время. Дома он, как о том были наслышаны все на улице, ничего не делал, чтобы помочь бабушке.Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а уму все равно.
В один из вечеров мы, приятели Шурика. Услышали. Что на его месте мы давнол бы испытали чувство неловкости и что стыдно нам было бы. А этому, что ни толкуй-всё ничего не хочет слышать. И таким он оказывается был с детства: и когда маленький. И теперь, став выше своих родителей. Все с него сходит благополучно, что ему не говори.
-нет, мать, -заключил однажды отец. –я больше не намерен тратить слова понапрасну и оставлять его проступки без внимания.
И он потянулся за ремнём на стене. Чтобы Шурика сильно отругать и жестоко наказать.