3. Самое дело, требующее такого дела, мастерства. (Военное искусство).
Причастный — имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.
Созвездие – 1.Отдельная группа слов.
2.Соединение (знаменитостей, талантов и т. п)
Эстествоиспытатель – Тот, кто занимается исследованием явлений природы
Вам было дано опережающее задание: выписать высказывания великих людей об искусстве.
(Чтение учащимися цитат)
Приём Кластер. Какие виды искусства вы знаете? Составляем кластер.
архитектура
музыка
танец
искусство
литература живопись
скульптура театр
кино
IV.Ну а теперь, пора вернуться к грамматической теме нашего урока.
Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению я напоминаю,
(о чём загадка?) о причастии
Значит, тема сегодняшнего урока «Причастие».
Актуализация опорных знаний.
Опросник для самодиагностики (Формирующее оценивание)
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях?
Очень уверенно
Уверенно
Неуверенно
1. Я могу объяснить, что такое причастие
2. Я могу найти причастие в тексте
3. Я умею различать действительные и страдательные причастия.
4. Я умею образовывать причастия.
5. Я могу найти в предложении причастный оборот.
6. Я умею составлять предложения с причастиями.
Исходя из ваших ответов, определите каждый для себя цель сегодняшнего урока.
(Да, мы сегодня постараемся в комплексе применить знания о причастии)
Каких действий на уроке потребует это от вас? Зачем? Что лично вам это даст?
Заслушать нескольких учеников.
Слово учителя.
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи?
Что значит причастная? (ответы учеников).
Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на экране «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
(т. е. причастная к глаголу и прилагательному).
Такое емкое и интересное определение дал причастию В.И. Даль, автор знаменитого словаря.
- Ребята, а как вы понимаете смысл этого высказывания?
Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера.
V. Работа в группах.
1.Составление кластера.
Учащиеся структурируют сведения причастий, оформляют их кластером.
Группа «Литераторы» - О грамматических признаках свойственных причастий
Группа «Музыканты» - Об образовании действительных причастий.
Группа «Архитекторы» - Об образовании страдательных причастий.
Выступление команд. 2-3 минуты. За убедительные аргументы – смайлик команде.
VI. Работа с текстами.
Группа «Литераторы» - упр. 198. Прочитайте текст. Найдите признаки публицистического стиля. Объясните, почему он так называется. В каком значении употреблено слово созвездие.
Группа «Музыканты» - упр. 199. Рассказать содержание. Пользуясь текстом, докажите, что причастия, как и глаголы имеют вид и время. Определите вид и время причастий.
Группа «Архитекторы» - упр.201.Прочитайте текст и озаглавьте его. Подготовьтесь к пересказу, ответив на следующие вопросы:
1) Назовите основные виды искусства.
2) Как воздействует искусство на человека?
3) Что стремится выразить человек через искусство?
Выпишите из текста предложения, имеющие в своём составе причастия. Укажите суффиксы. Как они образовались?
Оценивание – смайлик команде
VII. Работа у доски
По одному учащемуся с каждой группы работают у доски, остальные на местах в тетрадях.
Ученик из группы «Литераторы» - упр.205. От данных (5) глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, подчеркните суффиксы и объясните их написание. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте предложения.
Ученик из группы «Музыканты» - упр. 206. От данных(5) глаголов образуйте и напишите страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы причастий подчеркните. К полученным причастиям добавьте имена существительные.
Ученик из группы «Архитекторы» - упр. 209. Образуйте (5) действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Выделите соответствующие суффиксы и объясните, почему в одних случаях имеются две формы времени, а в других – одна.
Оценивание – смайлик команде
Пока учащиеся с каждой команды работают у доски, провожу индивидуальную работу по карточкам.
Остальные выполняют самостоятельную работу.
Работа со слабоуспевающими.
Работа по карточкам.
Карточка №1.
1. Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2. Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3. У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
5. Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
Карточка №2.
1.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
2. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
3. Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
4. Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
5. Как определить окончание причастия? (по вопросу)
Карточка №3.
Воссоздайте по ключевым словам полностью определение.
1. Причастие -это _______ часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы _______________
2. Причастия бывают _________________ ,
_______________ вида, ____________
__________________ времени.
Причастия изменяются по ___________, числам, __________
(в единственном числе)
3. В предложениях___________ обычно бывают _______
Завораживающая своей красотой природа (К, к)авказа пробуждает во мне любовь и гордость за родной край!
VIII.Самостоятельная работа.
Группа «Литераторы» упр. 213. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете? Выпишите причастия, разберите их по составу.
Группа «Музыканты» упр. 214.(Устно просклоняйте данные существительные с зависимыми причастиями, запишите их в Д. Т. П падежах Ед.ч.
Группа «Архитекторы» упр.217. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Причастия, заключённые в скобки, поставьте в нужном падеже, роде и числе. Окончания причастий выделите. Произведите синтаксический разбор предложения.
Наступило прекрасное время года - ВЕСНА! Я предлагаю вам составить рассказ с использованием причастий и причастных оборотов по картине. Используем для этого картину русского художника Исаака Левитана. «Весна» под мелодию Чайковского «Времена года. Весна» (Презентация постеров)
Чтение 2-3 работ в классе.
XI.Приём. Проба сил. (Слайды) Тест «Готовимся к ЕНТ» (Приложение № 1)
Тест «Проба сил»
1. Какое причастие образовано от выделенного глагола?
Решить (решавший, решенный, решающий, решаемый)
2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТОЙ .
С маленьким чемоданом я вышел из поезда и зашагал по направлению к деревне прямо по некошеной траве, покрытой травой.
1) действительное причастие
2) деепричастие
3) страдательное причастие
4) прилагательное
3. В предложениях найдите причастия.
1.Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский?
2.Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров?
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Вовремя прочитанная (1)книга (2)может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С. Михалков)
1)1
2) 1, 2
3) 2
4) нигде
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1. Разве не смело встретили мы нашу судьбу, храня в сердце все то спокойствие, мир, доброту, которые нашли за волшебной дверью книг? (А. Конан Дойль)
2. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)
3. Книга – это живая нить, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром. (Д. Мамин-Сибиряк)
2. Причастие в предложении является определением или сказуемым;
3. Причастия имеют признаки глагола и прилагательного;
4.Причастие-это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;
5.Причастия делятся на действительные и страдательные;
XIII.Рефлексия. (Слайд)
Капитаны команд, вернитесь к листам оценивания, внесите необходимые изменения.
Смогли ли вы добиться поставленных целей?
Ребята по кругу высказываются одним предложением , выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Я сегодня узнал…
Было интересно …
Было трудно …
Я научился …
Я смог …
Мне захотелось …
Я понял что …
Урок дал мне для жизни …
Я приобрёл ….
XIV.Итог занятия. Оценивание.
Подвожу итог, цитируя слова Блеза Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
XV.Этап информации о Д\З: упр. 219. Стр. 147.
Составить 10 тестовых вопросов по теме "Причастие".