Просмотр содержимого документа
«Сертификат учителя»
Урок- игра по теме "Лексика"
Урок с использованием игровых технологий для обучающихся 6 класса.
Тема:Повторение изученного по теме «Лексика» 6 класс
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Форма урока: урок-игра
Цели как деятельность учеников.
Л: формировать уважение к языку как отражению материальной и духовной культуры русского народа.
Метапредметные:
М/п: вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности, стараться слушать и слышать друг друга.
Предметные:
2ЛР: расширять представление о русском языке, его богатстве и разнообразии.
Оборудование: компьютер, проектор.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд, - С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
Вадим Шефнер
Ход урока
Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Проверка дом.задания.
Ребята читают написанные дома рассказы из фразеологизмов.
Формулирование темы урока.
Вступительное слово учителя:
- Дорогие ребята, мы с вами завершили изучение раздела «Лексика» .Сегодня у нас урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный- потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что это будет урок - игра, а игра эта интеллектуальная.
Черный ящик.
Но сначала обратите внимание на предмет, который вы видите перед собой. То, что в нем находится , обозначает символ славы, победы или мира со времён Античности.
-Как вы думаете, что в нем находится?
Сегодня вы работаете в группах. Каждая группа – это команда. Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем игры.
Задание 1.
Языковая разминка.
- А сейчас первый конкурс – языковая разминка. Вы должны будете ответить на мои вопросы. Из каждой команды выходит по одному представителю , записывает слово, четко проговаривая. За каждый правильный ответ команда получает лавровый листочек. Победителем первого этапа игры становится та команда, которая наберёт наибольшее количество лавровых листочков.
- Итак начинаем!
Вопросы по пройденному материалу.
Назовите фамилию автора-составителя «Толкового словаря живого великорусского языка. (В.И.Даль)
Тот, кто помогает кому-либо в чем – либо. ( помощник)
Слова, разные по значению, но одинаковые по написанию (омонимы)
Узнайте слово по его значению и запишите слово правильно:
Страна, в которой человек родился и гражданином которой является (родина, отечество)
5.Слова, разные по написанию, но имеющие сходное лексическое значение (синонимы)
6. Узнайте слово по его значению и запишите слово правильно:
Очень большой, огромный (гигантский, морфемный разбор)
Слова, вышедшие из употребления, но имеющие синоним в современном русском языке (архаизмы)
Узнайте слово по его значению и запишите слово правильно:
Склонный к чистоте и порядку, чистоплотный, опрятный. (аккуратный, морфемный разбор)
Слова, которые употребляются только в определённой местности (диалектизмы)
Слова, вышедшие из употребления и не имеющие аналогов в современном русском языке (историзмы)
Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)
Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы)
Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой (жаргонизмы)
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)
- Составьте предложения со словами помощник, гигантский, аккуратный.
15. Как называется наружное защитное скелетное образование, покрывающее тело моллюсков и некоторых других беспозвоночных? (ракушка)
-Кстати, ребята, у слова ракушка есть еще одно значение: передвижной металлический гараж для одного автомобиля.
- Как вы думаете, оно многозначное?
Задание 2
1.Диалектизмы
- Прочитайте отрывок из книги М.И. Булатова «Собирал человек слова…»
Привал. В толпе солдат отыщем Даля. Подойдём – чтобы не мешать- незаметно, сзади. Через Далево плечо заглянем в заветную тетрадку, посмотрим, как приходят в неё слова.
Солдат оступился, выругался в сердцах
- Чёртова (…)
- Калуга! – подтвердил другой, костромич. (…)
Вестовой, северянин, именует:
- Лыва!
- Лыва? – переспрашивает Даль.
- А как же, налило воды – вот и лыва.
Между тем тамбовец даёт новое имя – мочажина.
Астраханец поправляет – мочаг – озерцо на солончаках.
- Внимание, вопрос:
Слова калуга, лыва, мочажина, мочаг обозначают одно и то же. Какое общее значение имеют эти слова?
(ответ: лужа)
-Как называются такие слова?
2. Этимология:
- Перед вами несколько картинок. Что на них изображено?
- Все эти слова имеют общий исторический элемент «ман», который восходит к латинскому слову «манус». Вдумайтесь в лексическое значение слов и переведите слово «манус» на русский язык.
(ответ: «манус»- рука)
3. Устаревшие слова:
- Перед вами слова, в современном русском языке не употребляющиеся. Но всё-таки они оставили в нашем языке свой след:
ХудОг – искусный
ГовЯдо – скот
Кол – небольшой участок земли ( слово кол –многозначное: короткий шест; палка, которой пользовались при разделе земельнго участка; двойка и ?
Вервь – жгут ткани или сплетённых нитей.
- Вспомните слова и выражения современного русского языка, в котором они сохранились.
(ответ: художник, говядина, «ни кола ни двора», верёвка)
Задание 3
Кот в мешке
-Ребята, знаете значение этого фразеологизма?
Фразеологизм "кот в мешке", "купить кота в мешке" означает неудачную покупку. "Купил кота в мешке" - значит, приобрёл неизвестно что. Фраза уходит своими корнями в купеческое прошлое России. Бессовестные торговцы часто обманывали покупателя: вместо кролика или поросёнка, незаметно подсовывали ему в мешок кота.
Здесь мы вспомним о жаргонизмах:
Перед вами отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский», переведённый на очень современный русский язык:
«Приехав в таун Андрей Гаврилович найтанулся у своего дружка…»
-Известно, что многие жаргонизмы появились в русском языке в виде искажённых иностранных слов. Например, «шузы» от английского «Shoes» - обувь, «таун» от английского « town» - город.
- Переведите на русский язык слово «найтанулся»
(ответ: переночевал от англ. «night» - ночь)
-Молодцы, ребята! Вы поработали на славу! А теперь я предлагаю вам немного расслабиться.
Творческое задание. Клоуз-текст
Инструкция к выполнению ( текст распечатан на карточках, которые лежат перед каждым учеником).
Внимательно прочитай текст. Определи тему текста. Как вы думаете, что хотел автор сказать своему читателю?
Еще раз прочитай текст. Подумай, какие слова попущены. К какой части речи принадлежат эти слова? В прямом или переносном значении они употреблены?
Может быть, ответить на вопросы тебе поможет репродукция картины Михаила Сатарова «Горный пейзаж». Рассмотрите ее. Каким настроением проникнута картина?
Вставльте пропущенные слова. Звучит мелодия.
Нам открылось _________________ озеро, окруженное ________ горами и _____________ лесами. Когда солнце светит на поверхность озера, его вода становится ____________ и ____________, а горы и деревья отражаются в ней, создавая ________________ зрелище. Уникальность этого места притягивает _____________ фотографов, которые стремятся запечатлеть эту _____________красоту.
Задание 4.
-Ребята, загляните под парту. У вас должны выйти карточки. Скажите, что это за слова? (архаизмы) Замените устаревшие слова синонимами.
1группа
Брадобрей-парикмахер
Очи-глаза
Десница-рука
2 группа
Ланиты-щеки
Выя-шея
Чело-лоб
3 группа
РаменА-плечи
Баталия-битва
Уста-губы
Физминутка для шутки
По желанию любой ученик по очереди берёт карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а члены команды– угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
1.Стоять на задних лапках.
4.Не находить места.
2.В рот воды набрал.
5.Намылить шею.
3.Попасть не в бровь, а в глаз.
6.Зарубить на носу.
-А что мы называем фразеологизмами?
Задание 5.
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
(Попутно повторяется значение лингвистических терминов- синонимы и антонимы.) Ученики по очереди выходят и собирают подходящие пары на доске.
рукой подать мастер на все руки
на вес золота спустя рукава
душа в душу у черта на куличках
грош цена
в час по чайной ложке как кошка с собакой
профессор кислых щей на всех парах
засучив рукава
Задание 6.
Современность и язык.
- Сейчас мы очень часто общаемся во время переписки при помощи смайлов, вы все знаете, что обозначает тот или иной смайл. Под смайликами спрятались фразеологизмы. Отгадайте их.
1. Крокодиловы слезы.
2. Собаку съел.
3. Курам на смех
Подведение итогов игры. Учитель считает количество лавровых листиков и объявляет победителей со словами: «Пожинайте лавры!»
- Победителей нужно наградить. А награда как раз и спрятана в черном ящике.
Итак, ребята, скажите, что находится внутри него? (венки из лавровых листьев)
- А вы знаете значение этого фразеологизма? (ответ на экране)
Почему бортовой ящик называют черным ящиком?
Существует несколько теорий, почему бортовые самописцы называют «чёрными ящиками». Вот некоторые из них:
Первые «чёрные ящики» представляли собой коробки чёрного цвета, а раскрашивать в яркие цвета их стали позже.
Первые самописцы сильно обгорали при крушении самолёта и становились чёрными.
«Чёрным» ящик назвали за недоступность информации и хранение страшных тайн.
«Чёрные ящики» всегда окрашены в оранжевый цвет, чтобы их было проще найти после крушения.
- Можем ли мы это выражение назвать многозначным?
Рефлексия.
- Оцените работу друг друга, своей группы, воспользовавшись таблицей взаимооценки:
Группа №
Вопрос
Ответ
1
Насколько активна была ваша группа?
Активность высокая
Активность средняя
Активность низкая
2
Все ли члены группы были одинаково активны?
Все работали одинаково активно
Некоторые члены группы были пассивны
Кроме одного, никто не работал
3
Довольны ли вы результатами работы своей группы на уроке?
Да, полностью
Не очень довольны, можно было бы сделать больше
Нет, мы не были старательны
4
Поставьте, пожалуйста, оценку каждому члену группы с учетом его вклада в общее дело
Домашнее задание.
1.Найти и записать фразеологизмы со словом «лавры».
2.Составьте пословицы и поговорки из смайликов. Если получится, отправьте мне на вотсап.
Обратимся к эпиграфу нашего урока.
Итог урока
Заключительное слово учителя:
Мы сегодня не считали ворон, а работали не покладая рук.
И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.
Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}