Урок русского языка в 5 классе
Тема. Синтаксический разбор простого предложения.
Цели урока: научить выполнять синтаксический разбор простого предложения; организовать работу в малых группах; воспитывать любовь к природе.
Использованная литература:
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.
Русский язык. 5 класс. В двух частях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности (?). Актуализация опорных знаний.
Наблюдение.
Обратите внимание на предложения. Определите, простые они или сложные.
1. Нам школа в жизнь открыла дверь и указала путь. (Пр.)
2. Тихо ночь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркало озер. (Слож.)
3. В этом городе рождаются смелые и мудрые решения. (Пр.)
4. Заря румянилась спросонок, журчала речка по песку. (Слож.)
Беседа:
Что такое предложение?
Какие виды предложений по строению вы знаете?
Какие предложения называем простыми / сложными, повествовательными / вопросительными / побудительными, восклицательными / невосклицательными, распространенными / нераспространенными?
Назовите главные и второстепенные члены предложения.
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Как долго? Где?
Трое суток в поселке шел снег.
гр. основа
Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, неосложненное.
Работа с алгоритмом на С. 113 – 114.
IV. Закрепление темы.
Выполнение упр. 234 на С. 114 возле доски.
Что?
2. Он завалил улицы, поля, дороги.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., распростр., с однородн. дополн.
Где?
3. Снег белел на ветвях.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., распростр.
4. Наступило безветрие.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., нераспростр.
Какие? Что? Чему?
5. Елки опустили темные лапы, покорились снегопаду.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., распростр., с однородн. сказ.
Выполнение упр. 235 на С. 115 (по группам).
1. Ночь уходит.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., нераспростр.
Где?
2. Поредел над сопками туман.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., распростр.
3. Реки и озера засверкали.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., нераспростр., с однородн. подлеж.
Где?
4. Утро начинается в Москве.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., распростр.
Кем?
5. Я горжусь тобой, друг!
гр. основа
Предл. пр., повеств., воскл., распростр., с обращением.
6. Не работа сушит, а забота.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., нераспростр., с однородн. подлеж.
7. Не печь кормит, а руки.
гр. основа
Предл. пр., повеств., невоскл., нераспростр., с однородн. подлеж.
VI. Подведение итогов урока.
Прием «Незаконченное предложение».
VII. Домашнее задание.
С. 113 – 114 (чит.), завершить выполнение упр. 235 на С. 115.