Просмотр содержимого документа
«Система заданий по русскому языку по теме "Разделительный ъ"»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Система заданий для уроков русского языка по теме «Разделительный ъ»
Выполнила:
Болдырева Е.А.,
студентка 3 «А» группы
Проверила:
Касьянова А.В.
Камышлов, 2017
Орфография (от греч. ortos – прямой, правильный и grapho – пишу) – это система правил, устанавливающих единообразие написаний, обязательных для данного языка.
Орфография (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός — «правильный» и γράφω — «пишу») — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме.
Прежде чем приступить к выработке орфографического навыка, учащиеся усваивают грамматические знания, составляющие основу навыка.
После ознакомления с грамматическим материалом учащиеся познают орфографическое правило. Затем проводится система упражнений. Ушинский особо подчеркивал необходимость «беспрестанных упражнений». Упражнения и повторения закрепляют рефлективные связи. Осмысление связывает их в один стройный ряд. Большое значение К.Д. Ушинский придавал системе. «...Систематичность упражнений,— писал он,— есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой систематичности — главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».
В современном школьном курсе русского языка, как и в прошлом, орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и др. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще не известных учащимся.
Таким образом, важно организовать процесс обучения орфографическому правилу по различным темам, в том числе по теме «Разделительный ъ», по этапам:
подготовительный;
объяснение правила;
применение правила.
Необходимо представить задания в определённой последовательности, выстроить систему. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Система заданий – это систематизированные задания, представленные в определённой последовательности, объединённые в единую структуру.
Данные задания разработаны на основе ФГОС НОО, примерной программы по русскому языку для 3 класса (автор Рамзаева Т.Г.).
Подготовительный этап
Дим Димыч выполняет задание, ему нужно вставить орфограммы в этом предложении: Мальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.
Наши любимые герои решили помочь Дим Димычу.
Нолик написал: Мальчик сел за стол и сел конфету.
Симка написала: Мальчик сел за стол и съел конфету.
Кто же из фиксиков прав? Докажите. Разберите по составу слово съел.
Узнайте слово по лексическому значению. Запишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.
Крыльцо, крытый вход в здание – подъезд
Место в пути, где дорога поднимается кверху – подъём
Нижняя юбка, которая носится под одеждой – подъюбник
Печатное сообщение, извещение о чем-либо – объявление
Что есть во всех словах? Между какими частями слов находится ъ? На какую букву заканчивается приставка? На какую букву начинается корень? Сделайте вывод: когда мы пишем ъ?
Спиши слова. Разбери их по составу.
Выезд, переезд, проезд.
Объезд, подъезд, въезд.
Сравни приставки первой и второй строчек. На какой звук оканчиваются приставки – гласный или согласный? После каких приставок пишется ъ?
Этап объяснения правила
От слов ел, ясный, ёж. Образуй однокоренные слова с помощью приставки с- или об-. Слова должны отвечать на вопрос что сделал?
Для детей с трудностями в обучении можно предложить уже записанные слова.
Напиши слова. После приставки с- или об- пиши ъ. Выдели приставки. Подчеркните буквы, которые стали основанием для записи твёрдого знака. Объясни причину постановки ъ.
Прочитайте предложение.
Мальчик сел за стол и съел конфету.
Запишите в тетрадь предложение. Выделите корень, приставку в слове съел. Подчеркни первую букву корня.
Составьте предложение. Запишите составленное предложение и вставьте пропущенную букву.
к, Гадельша, ребята, под(?)ехали, водопаду
Слово «подъехали» закрыто на доске – докажите, что в этом слове надо писать разделительный твёрдый знак (ъ).
Приготовь сообщение или небольшой рассказ о водопаде Гадельша и расскажи одноклассникам.
Прочитай. Напиши по памяти. Спиши.
Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!
Подчеркни ъ. После каких приставок он пишется? Перед какими буквами он пишется? Подчеркни эти буквы.
Подбери слова с ъ и ь. Напиши слова в строчку через запятую.
После каких приставок пишется ъ? Выдели приставку. Перед какими буквами пишется ъ? Подчеркни эти буквы. Напиши ещё два слова с ъ.
Этап применения правила
Слова каждой строчки замени одним словом с ъ. Напиши. Составь с данными словами предложения.
Крытый вход в здание. (под_ _ _ _)
Участок дороги, который поднимается вверх. (под_ _ _)
Прочитайте и озаглавьте текст. Объясните, почему автор хвойную ёлочку назвал лиственной. Найдите и выпишите слова с разделительным мягким знаком (ъ).
Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась.
Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки – красивые листья. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И у всех на глазах становится нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом — одним цветом.
Когда не было видно ёлочки? Что дарят ёлочке осина, клён, ива? Во что наряжена ёлочка? Ответы запишите.
botan.ru, https://botan.cc/prepod/nachalnye_klassy/oiidxdai.html, Дидактический материал по русскому языку «Написание разделительного Ь и Ъ знака» (дата обращения: 29.05.17)
infourok.ru, https://infourok.ru/proverochnye_raboty_po_russkomu_yazyku_po_teme_razdelitelnye__i__znaki_i__-_pokazatel_myagkosti.-424787.htm, «Разделительные Ъ и Ь знаки и Ь - показатель мягкости» (дата обращения: 28.05.17)
infourok.ru, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/09/02/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-russkomu-yazyku, Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (по программе Т. Рамзаевой) (дата обращения: 27.05.17)
infourok.ru, https://infourok.ru/osnovnye_etapy_raboty_nad_orfograficheskimi_pravilami-431450.htm, Основные этапы работы над орфографическими правилами (дата обращения: 27.05.17)
5. Вставьте Ъ или Ь. Спишите любые два предложения: с Ъ и Ь.
Кот схватил в когти рыбку и с__ел. На тарелке лежали об__едки пирога. За плечами у охотников руж__я. Нора была под корен__ями деревьев. Машина подкатила к под__езду. В школе об__явили о лыжной гонке в воскресен__е.