Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание не с существительными»
Слитное и раздельное написание не с существительными 6 класс.
Цель и задачи урока.
Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.
Задачи:
Обучающие: совершенствование навыков слитного написания НЕ с существительными.
Развивающие:
развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
развитие способностей к самостоятельному труду;
развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
воспитание культуры общения, речи и поведения;
вызвать заинтересованность в получении знаний;
пробудить любознательность;
побудить учащихся к активности;
закрепить уверенность в успехе.
Тип урока: объяснение нового материала
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте.
Садимся на свои места в группе по 4 ученика. Давайте поприветствуем своих партнеров по плечу - столкнемся плечом, с партнерами по лицу - состыкуемся своими кулачками.
-На столе лежат слова: гореть, зажигать, сам, другие. Составьте из них предложение, правильно связывая их грамматически и по смыслу.
-Гореть самому - зажечь других. Как вы понимаете это выражение?
Подумайте 30 сек, обсуждайте 1 минуту в команде и дайте ответ.
(затем ответит один, учитель обобщает.)
Примерный ответ: не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером.
Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока.
Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Сегодняшний урок –не исключение.
2.Формирование умений, навыков.
-Ребята, посмотрите и прочитайте написанные на доске предложения.
И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)
Вновь наступило ненастье.
Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица)
О край дождей и непогоды, кочующая тишина…(С.Есенин)
-Какая орфограмма объединяет эти предложения? Сформулируйте тему нашего урока.
- Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с правилом написание не с существительным. А поможет нам разобраться таблица- алгоритм , которая лежит на у каждого на столе.
- Что это за слова даны на доске?
Не)настье, (не)счастье, (не)доразумение, (не)погода, (не)вежда,(не)вежа, (не)достаток;(не)счастье, а горе.
-Что вы знаете о НЕ?
-Как узнать, что НЕ-часть корня?
-Как узнать, что НЕ-приставка?
-Как узнать, что НЕ-частица?
-Сформулируйте задание к данному упражнению. Подумайте, каким оно может быть?
Задание 1. Раскрыть скобки, обозначить орфограмму и условия выбора орфограммы.
2.Объяснить слитное и раздельное написание имён существительных.
-Чем мы будем заниматься на уроке? Как будет называться тема нашего урока? Запишем тему нашего урока –НЕ с существительными. Практическая работа.
IY.Словарная работа (На доске записаны слова НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА
Вопросы к классу:
-Как вы думаете, почему эти слова с НЕ пишутся слитно?
-А какого рода они?
-Кто знает значение этих слов?
(Разные варианты ответов учащихся)
Учитель дает пояснение:
Историческая справка
Невежа-существительное мужского и женского рода (от древнерус .языка ВЕЖА-знаток)
Первоначально тот, кто не знает правил приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек.
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа» (А.С.Пушкин)
— Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников)
Невежда ( от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Он в музыке полный невежда.
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление или отрицание; как пишется НЕ с данными существительными?
1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …
2. (Не)счастье помогло исследователю, а …
3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
4. (Не)друг ты мне, а …
5. (Не)воля ожидала его, а …
3. Закрепление изученного.
А.Цифровой диктант ( учитель читает предложения, дети записывают только цифры 1-пишем слитно, 2- пишем раздельно)
Несчастье состарило его на один год .Ты мне больше неприятель .Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. Рассказала бабушка много небылиц. В решении задачи вкралась неточность. Глупость не порок, а беда. Маша скромница и недотрога. Голод- не тетка, пирожка не поднесет.
(ключ:1,1,2,1,1,2,1,2) Проверятся быстро и сразу несколько учеников получают оценки.
Б.Синтаксическая пятиминутка. Предложения записаны на доске. Составить схемы этих предложений. Выписать не с существительными, объяснить их правописание.
( у доски работают два ученика, остальные в своих тетрадях выполняют это же задание).
В.Лексическая пятиминутка .Дать определения, что такое синонимы, антонимы. Привести примеры. Образуйте и запишите в тетради с помощью приставки НЕ слова противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без приставки НЕ.
Образец: друг- недруг- враг
Счастье, внимательность, зависимость, правда ,здоровье. (Проверяется, ставятся оценки учащимся)
Г.Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ.
(Предложения на доске)
Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.
4. Рефлексия
— Что нового мы узнали на уроке?
-В каких случаях мы будем писать слитно не с существительными?
-Когда будем писать раздельно?
Приложение № 1 Алгоритм написания не с существительным.
1.Определи, употребляется ли существительное без не:
А. Если не употребляется, то пиши слитно.
Невежда(вежда)- не употребляется.
Б.Если употребляется, то
2.проверь, есть ли противопоставление с союзом а,
А.Если есть, пиши раздельно
Не правда, а ложь.
Б.Если слово является отрицанием, пиши раздельно
Ты мне не друг.
В.Если нет, то
3.Замени существительное синонимом:
А.Если можно заменить, пиши слитно,
Неправда — ложь
5. Домашнее задание:
1. Выучить орфограмму № 32
Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.