Просмотр содержимого документа
«Словообразовательная роль приставок и суффиксов»
Конспект урока русского языка по традиционной программе для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме:
«Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
Цели:
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;
развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Ход урока:
Организационный момент :
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Тихонько сели, приготовились работать.
Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь.
( Дети записывают число )
Индивидуальная работа.
У нас в гостях сегодня гости любознательный Почемучка и лукавый Незнайка. Они пришли к нам, чтобы найти себе друзей (нарисованы на больших листах бумаги и прикреплены к доске).
Ой! Посмотрите, что это за конверт у Почемучки? А здесь ребята телеграммы.
Давайте посмотрим, что же сегодня интересует нашего Почемучку ?
Первая телеграмма:
Подобрать однокоренные слова к слову РЫБА.
Вторая телеграмма:
Вставить в слова пропущенные буквы, подобрать проверочные слова:
дремучие л...са -
хитрая л...са -
трудные сл...ва
Третья телеграмма :
В предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое , выписать словосочетания :
Кругом лежит пушистый снег.
У доски.
Один ученик записывает однокоренные слова с корнем -звон-, второй -рыб-, выделяют корни.
Фронтальная работа.
А мы ребята с вами проведём пятиминутку чистописания:
кк кк кк кк кк
комната картина окно киоск шкаф
Кто родится с усами?
А теперь проверим задания из почтового ящика.
Сообщение темы и целей урока.
Незнайка сказал Почемучке , что вы не знаете из каких частей состоят слова ? Какая часть самая главная ?
А что такое окончание и для чего оно служит ?
А как образуются однокоренные слова нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке вместе с любознательным Почемучкой. И ещё мы должны научиться образовывать однокоренные слова.
4. Работа по теме урока.
а) Наблюдение над ролью приставок.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они были дети одного – корня папы, то ещё их назвали родственными.
Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор ....
(корнем).
Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный :
Д олгое время на поляне корни жили одни. Но однажды на поляну случайно зашли приставки. Корни и приставки сразу подружились и корни предложили приставкам остаться и даже построили им домики перед своими. Вот так выглядят эти домики :
Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняют важную работу по образованию новых слов.
Прочитайте правило на странице 57. Что такое приставка ? Для чего она служит ? Как выделяют приставку ?
Упражнение в определении приставки.
Я читаю слова, а вы определите приставку в этих словах.
Все слова записываются в тетради и выделяем корень и приставка.
Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон
И два - наклон,
Зашумел листвою клён.
Работа по теме урока.
Наблюдение над ролью суффиксов.
О днажды на волшебную поляну заглянули братцы – суффиксы. Понравились они корням. И приняли их корни на работу в слова. Им доверили трудную , но интересную работу. А место им отвели сразу за корнем и значок им дали вот такой :
Хоть суффиксы и братья, они отличаются друг от друга : одни звучат ласкательно, другие пренебрежительно, третьи отрицательно и много много других суффиксов.