kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложносочинённое предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на тему "Сложносочинённое предложение" в 9 классе призван познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению, их ролью в предложении; научить определять разновидности смысловых отношений между чакстями сложносочинённого предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённое предложение»

Урок русского языка в 9 классе

Тема. Сложносочиненное предложение (ССП).

ний между частями ССП.

Использованная литература:

  • Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. и др.

Русский язык. 9 класс.

  • Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Изд-во «Просвещение», 2013.

  • Тростенцова Л. А., Ладыженская Т.А., Дейкина А. Д. и др. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. — М.: Изд-во «Просвещение», 2014.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа:

  • Какое предложение называем простым, какое сложным?

  • Какие виды сложных предложений вы знаете?

  • Что такое ССП, СПП, БСП?

  • С помощью каких языковых средств объединены простые предложения в разных видах сложных: ССП, СПП, БСП?

  • Какие виды сочинительных союзов вы знаете?

Проверка дом. упр. (выборочно, можно на перемене).

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Ветерок беспокойно содрогался, и где-то далеко ворчал гром.

Союз — соединительный.

Смысл. отношения — одновременность действий.


В синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял.

Союз — противит.

Смысл. отношения — противопоставление.


Не то дождь пошел, не то воробьи пробежали по крыше.

Союз — раздел.

Смысл. отношения — чередование явлений.

Работа с табл.

IV. Закрепление темы.

Работа с листком и у доски.

1. Все у нас хорошо, да воды только нет.


[   ], да (= но) [   ].

Союз — противит.

Смысл. отношения — противопоставление.


2 Залает пес домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит.


[   ], иль [   ], иль [   ].

Союз — разделительный.

Смысл. отношения — чередование действий.


3Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


Ни [   ], ни [   ].

Союз — соединительный.

Смысл. отношения — одновременность действий.


4. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.


То [   ], то [   ].

Союз — разделительный.

Смысл. отношения — чередование действий.


5 . В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось движение.


[   ], тоже [   ].

Союз — соединительный.

Смысл. отношения — одновременность действий.


6 . В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце показалась у порога.


[   ], и [   ].

Союз — соединительный.

Смысл. отношения — последовательность действий.


7 . Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба.


[   ], а [   ].

Союз — противительный.

Смысл. отношения — противопоставление.


8. Цветы кивают мне, головки наклоня,

И манит куст душистой веткой.



[   ], и [   ].

Союз — соединительный.

Смысл. отношения — одновременность действий.


9. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.


Не только [   ], но [   ].

Союз — противительный.

Смысл. отношения — сопоставление.


10. Брат сел под кустом, разобрав удочки, а Левин отвел лошадь.


[   ], а [   ].

Союз — противительный.

Смысл. отношения — сопоставление.


1 1. Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганами тускнело мертвое зарево.


[   ], да(= и) [   ], да (= и) [   ].

Союз — соединительный.

Смысл. отношения — одновременность действий.

V. Контроль за пониманием темы.

Синтаксический разбор ССП.

Вот крики снова все вокруг затихло.



[   ] — и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — последовательность действий.

I — пр., односост., назывное, полное, нераспростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.

VI. Домашнее задание.

§ 8 (С. 42 — выуч.), выполн. упр. 62 (учеб. Л. А. Тростенцовой).



Листок для работы на уроке русского языка

ССП

Ветерок беспокойно содрогался, и где-то далеко ворчал гром.

Союз

Смысл. отношения


В синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял.

Союз

Смысл. отношения


Не то дождь пошел, не то воробьи пробежали по крыше.

Союз

Смысл. отношения

Закрепление темы

1. Все у нас хорошо, да воды только нет.


Союз

Смысл. отношения


2. Залает пес домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит.


Союз

Смысл. отношения


3. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


Союз

Смысл. отношения


4. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.


Союз

Смысл. отношения


5. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось движение.


Союз

Смысл. отношения


6. В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце показалась у порога.


Союз

Смысл. отношения


7. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба.


Союз

Смысл. отношения


8. Цветы кивают мне, головки наклоня,

И манит куст душистой веткой.


Союз

Смысл. отношения


9. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.


Союз

Смысл. отношения


10. Брат сел под кустом, разобрав удочки, а Левин отвел лошадь.


Союз

Смысл. отношения


11. Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганами тускнело мертвое зарево.


Союз — соединительный.

Смысл. отношения — одновременность действий.


Синтаксический разбор ССП

Вот крики снова все вокруг затихло.




1) Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в дубах.



[   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — причинно-следственная связь.

I — односост., безлич., полное, нераспростр., неосложн.;

II — двусост., полное, распростр., неосложн.


2) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.



[   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — одновременность действий.

I — двусост., полное, распростр., неосложн.;

II — двусост., полное, распростр., осложн. обособл. обстоятельством.


3) Солнце зашло, и начало смеркаться.



[   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — причинно-следственная связь.

I — двусост., полное, нераспростр., неосложн.;

II — односост., безлич., полное, нераспростр., неосложн.


4) Безветрие, и все небо залито ровной синевой.



[   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — одновременность действий.

I — пр., односост., назывное, полное, нераспростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.


5) На небе вызвездило, но ветерок пока еще гудел в ветвях и шумел в камышах.



[   ], но [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — прот. союз но, смысл. отн. — сопоставление явлений.

I — пр., односост., безлич., полное, распростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, распростр., осложн. однородн. сказ.


6) Что-то тяжко застонало, и стон перенесся в поле.



[   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — последовательность действий.

I — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.


7) Вот крики снова все вокруг затихло.



[   ] — и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — последовательность действий.

I — пр., односост., назывное, полное, нераспростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.


8 ) Возок наш то и дело кидало с боку на бок, и уже не раз он опрокидывался совсем.


[   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — причинно-следственная связь.

I — пр., односост., безлич., полное, распростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.


9 ) Разноцветные листья насыпаны в лесу, и между ними ждешь увидеть грибы.


[   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — одновременность действий.

I — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.;

II — пр., односост., определ.-личное, полное, распростр., неосложн.


10) Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганами тускнело мертвое зарево.



[   ], да [   ], да [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 3-х простых, средство связи — соч. союз да, смысл. отн. — одновременность действий.

I — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, нераспростр., неосложн.;

III — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.


11) Солнце неожиданно скрылось, и потемнело, стало черным небо.



[   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 2-х простых, средство связи — соч. союз и, смысл. отн. — причинно-следственная связь.

I — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, нераспростр., осложн. однородн. сказ.


12) Было холодно, но кое-где в домах уже засветились огни, и в конце улицы из-за казарм стала подниматься полная луна.



[   ], но [   ], и [   ].

Предлож. повеств., невосклиц., слож., ССП, сост. из 3-х простых, средство связи — прот. союз но, соч. союз и, смысл. отн. между I и II — сопоставление действий, между II и III — одновременность действий.

I — пр., односост., безлич., полное, нераспростр., неосложн.;

II — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.;

III — пр., двусост., полное, распростр., неосложн.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложносочинённое предложение

Автор: Мокрушина Полина Владимировна

Дата: 07.01.2025

Номер свидетельства: 663131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Контрольная работа по теме "Сложносочинённое предложение" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "kontrol-naia-rabota-po-tiemie-slozhnosochinionnoie-priedlozhieniie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416716165"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку русского языка "Сложносочинённое предложение" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-slozhnosochinionnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "143826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418583041"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация по теме: Сложносочинённое предложение в немецком языке. "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-po-tiemie-slozhnosochinionnoie-priedlozhieniie-v-niemietskom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "138239"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417517417"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение»."
    ["seo_title"] => string(59) "kontrolnaia_rabota_po_teme_slozhnosochinionnoe_predlozhenie"
    ["file_id"] => string(6) "654404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1721759220"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Тема:"Сложносочинённое предложение"."
    ["seo_title"] => string(42) "tiema_slozhnosochinionnoie_priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "405278"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490935282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства