Просмотр содержимого документа
«Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи»
№113 9 кл. Тема «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи»
Планируемые результаты
предметные:
углубить представления о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
личностные: развитие мыслительных операций посредством анализа языкового материала, развитие зрительной и слуховой памяти, языковой интуиции; приобщение к информационно – поисковой деятельности.
метапредметные: воспитание культуры речи, бережного отношения к слову; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать работу.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование урока: учебник, раздаточный материал (карточки для коллективной и индивидуальной работы, тестовые задания), компьютер, классная доска.
Ход урока
I.Организационный момент
II.1. Орфографическая разминка
Правописание предлогов.
В течение лекции, в течении реки, в продолжение дня, вследствие нелётной погоды, в следствии по делу, в отличие от меня, иметь в виду, ввиду разлива реки, в связи с болезнью, вроде птицы, согласовать в роде, числе, падеже, насчёт оплаты, на счёт в банке, навстречу друг другу, на встречу с ветеранами, несмотря на протесты окружающих.
Найдите ошибки в употреблении существительных с предлогами:
а) оплатить за билет; б) благодаря ходатайства; в) вопреки всему; г) по прибытию поезда; д) согласно расписания.
(а, б, г, д)
2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Сквозь дым выстрела я видел, как медведь с рёвом быстро повернулся и схватился зубами за то место, куда ударила пуля.
III.Актуализация знаний
Фронтальная беседа
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
Уже давно село солнце, но лес ещё не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. (Бунин)
Анализируя предложение, учащиеся приходят к выводу, что они затрудняются определить его вид, т.к. имеются разные виды связи: союзная и бессоюзная.
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи)
2. Целеполагание.
- Спрогнозируйте результаты урока. Что нового должны узнать, чему научиться?
(познакомиться со структурой сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; научиться определять виды связи в сложном предложении; ставить знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи)
3.Работа с учебником стр. 142- 143.
V. Тренировочные упражнения. Работа в группах
1. Работа с учебником. Разбор теоретического материала. (упр.205 стр.143)
Каждая группа анализирует 1 предложение, составляет его схему, готовится объяснить постановку знаков препинания. Перед работой ребята знакомятся с «Советами помощника» (стр.143)
2. Работа с карточками.
Расставить знаки препинания в предложениях, указать виды связи.
1) Под вечер идёшь через перелесок, а беляк сидит на дороге: комары выгнали из леса. (М. Пришвин)
2) Слышались голоса лесных синичек, а лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только- только нарождался вдали. (В.Белов)
3) Когда миновали обгоревшую сосну и прошёл в пути какой – нибудь час, всё ночное происшествие стало казаться простым сноведением, и даже разговаривать о нём не хотелось. (И. Тургенев)
4) Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг: за землёй, водой, небесными светилами и различными стихиями. (по Г. Рыженкову)
3. Редактирование предложений.
- А сейчас творческое задание: из нескольких простых предложений нужно составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.
Текст для редактирования:
Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
(Возможный вариант:
Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.)
VI. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)
Тест
1. Укажите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
а) Что- то тёплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (А. Чехов)
б) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И. Тургенев)
в) Со мною вот что происходит: мой старый друг ко мне не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те. (Е. Евтушенко)
г) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В. Астафьев)
Ответ: б.
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Но вот закружилась позёмка потащило ветром снег по реке и зазвенели льдины сдерживая порывы ветра.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) сложное с разными видами связи
Ответ: г.
3. Укажите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Нижние паруса которые так и не успели убрать лопнули и обрывки их унесло в темноту.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
Ответ: б
VII. Рефлексия.
- Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами связи, в каких текстах они используются?
- Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?
- По моему мнению, те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.
Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
VIII. Домашнее задание.
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(178) "презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с разными видами связи""
["seo_title"] => string(112) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-s-raznymi-vidami-sviazi"
["file_id"] => string(6) "296685"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1456065147"
}
}