kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся учатся определять виды связи в предложении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи»

113 9 кл. Тема «Сложные предложения с разными  видами  союзной и бессоюзной связи»

Планируемые результаты

предметные:

  углубить представления о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

личностные: развитие мыслительных операций посредством анализа языкового материала, развитие зрительной и слуховой памяти, языковой интуиции; приобщение к информационно – поисковой деятельности.

метапредметные: воспитание  культуры речи, бережного отношения к слову;  воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать работу.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал (карточки для коллективной и индивидуальной работы, тестовые задания), компьютер, классная доска.

Ход  урока

I.                   Организационный момент

II.                1. Орфографическая разминка

Правописание предлогов.

В течение лекции, в течении реки, в продолжение дня, вследствие нелётной погоды, в следствии по делу, в отличие от меня, иметь в виду, ввиду разлива реки, в связи с болезнью, вроде птицы, согласовать в роде, числе, падеже, насчёт оплаты, на счёт в банке, навстречу друг другу, на встречу с ветеранами, несмотря на протесты окружающих.

Найдите ошибки  в употреблении существительных с предлогами:

а) оплатить за билет; б) благодаря ходатайства; в) вопреки всему; г) по прибытию поезда; д) согласно расписания.

(а, б, г, д)

2Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Сквозь дым выстрела я видел, как медведь с рёвом быстро повернулся и схватился зубами за то место, куда ударила пуля.

III.             Актуализация знаний

Фронтальная беседа

- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.

- Какие предложения называются “ сложными”?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

         IV.       Работа над новой темой урока

                   1.  Проблемная ситуация.

- Запишите предложение, выделите грамматические основы, определите его вид, составьте схему.

Уже давно село солнце, но лес ещё не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. (Бунин)

Анализируя предложение, учащиеся приходят к выводу, что они затрудняются определить его вид, т.к.  имеются разные виды связи: союзная и бессоюзная.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи)

         2. Целеполагание.

- Спрогнозируйте результаты урока. Что нового должны узнать, чему научиться?

(познакомиться со структурой сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; научиться определять виды связи в сложном предложении; ставить знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи)

                     3. Работа с учебником стр. 142- 143.

V. Тренировочные упражнения. Работа в группах

1. Работа  с учебником. Разбор теоретического материала. (упр.205 стр.143)

Каждая группа анализирует  1 предложение, составляет его схему, готовится объяснить постановку знаков препинания. Перед работой ребята знакомятся с «Советами помощника» (стр.143)

2. Работа с карточками.

Расставить знаки препинания в предложениях, указать виды связи.

1)      Под вечер идёшь через перелесок, а беляк сидит на дороге: комары выгнали из леса. (М. Пришвин)

2)      Слышались голоса лесных синичек, а лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только- только нарождался вдали. (В.Белов)

3)      Когда миновали обгоревшую сосну и прошёл в пути какой – нибудь час, всё ночное происшествие стало казаться простым сноведением, и даже разговаривать о нём не хотелось. (И. Тургенев)

4)      Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг: за землёй, водой, небесными светилами и различными стихиями. (по Г. Рыженкову)

 3. Редактирование предложений.

- А сейчас творческое задание: из нескольких  простых предложений нужно составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.

Текст для редактирования:

 Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

(Возможный вариант:

Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.)

VI.  Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)

Тест

1. Укажите сложное предложение с подчинительной  и бессоюзной связью.

а) Что- то тёплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (А. Чехов)

б) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И. Тургенев)

в) Со мною вот что происходит: мой старый друг ко мне не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те. (Е. Евтушенко)

г) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В. Астафьев)

Ответ: б.

2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Но вот закружилась позёмка потащило ветром снег по реке и зазвенели льдины сдерживая порывы ветра.

а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое                                        г) сложное с разными видами связи

Ответ: г.

3. Укажите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью (знаки препинания не расставлены).

а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.

б) Нижние паруса которые так и не успели убрать лопнули и обрывки их унесло в темноту.

в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.

г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.

Ответ: б

VII. Рефлексия.

- Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами связи, в каких текстах они используются?

- Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?

- По моему мнению,  те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке,  понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

VIII.  Домашнее задание.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Автор: Чернозубова Маргарита Николаевна

Дата: 16.04.2025

Номер свидетельства: 668475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи"
    ["seo_title"] => string(80) "komponientyipriedikativnyiechastivslozhnykhpriedlozhieniiakhsraznymividamisviazi"
    ["file_id"] => string(6) "309081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458736352"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Простые и сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(38) "prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "178913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424891971"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок русского языка для 9 класса по теме «Типы сложных предложений» "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-russkogho-iazyka-dlia-9-klassa-po-tiemie-tipy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "162652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422377917"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с разными видами связи""
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "296685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456065147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства