Просмотр содержимого документа
«Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания»
Сочетание знаков препинания
Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.
Цели:
Знать особенности пунктуации при сочетании знаков;
Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания;
Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.
Эпиграф на доске:
Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).
Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор.
Песчаный косогор нескошенный луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.
Карточка № 2. Расставить знаки препинания.
а) Солдаты их было трое ели не обращая внимания на Пьера. б) Вхожу все тихо.
2. Беседа:
— Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях? — Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире? — Обратите внимание на эпиграф к уроку. К.Г.Паустовский говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора. — Какие знаки препинания здесь сочетаются? — Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах? — Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?
Обоснуйте своё мнение.
— Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).
II. 1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).
Задание: Составить цепочку вопросов. Например:
1) Какие сочетания знаков препинания возможны? 2) Какой знак препинания ставится первым:
— при сочетании вопросительного и восклицательного знака? — запятой и тире? — запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки? — точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?
3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания? 4) Какие знаки препинания называются вариативными? 5) Чем определяется выбор варианта? 6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?
2. Работа в парах : взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.
III. Практикум.
1. Работа с текстом упражнения № 514 (II ) из учебника Н.Гольцовой (“Песня о Земле” В.Высоцкого).
— Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова. — Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ. — Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль? — Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор. — Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?
2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.
I вариант.
Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).
И вскользь мне бросила змея У каждого судьба своя Но я-то знал что так нельзя – Жить извиваясь и скользя.
Задания:
1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор. 2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?
Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.
II вариант.
Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).
А ты? Входя в дома любые – И в серые И в голубые Всходя на лестницы крутые В квартиры светом залитые Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ Скажи Какой ты след оставишь След Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет
Задания:
1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор. 2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?
Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?
IV. Итоги урока. Рефлексия.
— Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным? — Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:
стихотворения М.Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел…”;
стихотворения в прозе “Простота” И.Тургенева или самостоятельно подобранного).
Теория:
Вопросительный и восклицательный знаки
При сочетании этих знаков препинания сначала ставится вопросительный знак, который характеризует предложение по цели высказывания, а затем восклицательный, который указывает на эмоционально-экспрессивную окраску предложения.
Пример:
Увозят милых корабли, уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала?!» (М. Цветаева); — Давай, кто там?! — отозвался Саша Самоходка. (Е. Носов)
Запятая и тире
При сочетании внутри предложения этих знаков препинания сначала ставится запятая, а затем тире.
Пример:
Миллер был непримирим и знал то, о чем геолог не имел понятия, — законы борьбы и победы. (К. Паустовский)
В данном случае запятая ставится, закрывая придаточное предложение, тире ставится перед присоединительной конструкцией (перед ней можно вставить слово это).
Многоточие и другие знаки препинания
а) после вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки, а только две, так как третья стоит под одним из знаков.
Пример:
О Русь моя!.. Огонь и дым... Законы вкривь и вкось... О, сколько именем твоим страдальческим мялось! (В. Федоров);
б) при сочетании многоточия с запятой многоточие поглощает запятую, так как указывает не только на пропуск слов, но и на пропуск знака препинания. Такая же постановка знаков препинания используется в случаях, когда многоточие указывает на прерывистость речи.
Пример:
— Знаете, товарищ генерал... Один раз мне уже точь-в-точь это было сказано... то есть не то чтобы сказано... но было сделано так, что я целый год переживал... (А. Бек)
Скобки и другие знаки препинания
а) запятая, точка с запятой, двоеточие, тире ставятся только после закрывающей скобки.
Пример:
Аким с женой только что собрались пополдничать (проезжих в постоялом дворе, за летними работами, ни одного не было), как вдруг тележка бойко застучала по дороге и круто остановилась перед крыльцом (И. Тургенев);
б) точка, вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед закрывающей скобкой в том случае, если они относятся к словам, заключенным в скобках.
Пример:
Однажды в октябрьском тумане я брел, вспоминая напев. (О, миг непродажных лобзаний! О, ласки некупленных дев!) И вот — в непроглядном тумане возник позабытый напев (А. Блок);
в) после закрывающей скобки ставится тот знак препинания,который необходим по условиям контекста, независимо от знака препинания, находящегося перед скобкой.
Пример:
И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (А. Блок);
Вот так, храня стремление одно, вползают в землю щупальцами кор ни, питая щедро алчные плоды (а жизнь идет!), — все глубже и упор ней стремление пробиться до воды. (Н. Майоров)
Кавычки и другие знаки препинания
а) перед закрывающимися кавычками не ставятся точка, запятая, точка с запятой, тире. Все эти знаки препинания ставятся после кавычек.
Пример:
Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты» (А. Куприн); Не знаю, что ему почудилось, когда я сказала «нужны лично мне», но у него вдруг стали бешеные глаза, он закинул голову и легко прошелся по комнате (В. Каверин);
б) если предложение или словосочетание, заключенное в кавычки, должно заканчиваться запятой, а дальше следует продолжение текста, то запятая не ставится.
Пример:
[Ромашову] теперь вспомнились выражения вроде: «мой дурак», «этот презренный человек», «этот болван, который вечно торчит» и другие не менее сильные выражения, которые расточала Раиса в письмах (А. Куприн);
Источники:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. - М.: 2011. – с. 349-351
I вариант.
Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).
И вскользь мне бросила змея У каждого судьба своя Но я-то знал что так нельзя – Жить извиваясь и скользя.
Задания:
1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор. 2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?
Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.
II вариант.
Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).
А ты? Входя в дома любые – И в серые И в голубые Всходя на лестницы крутые В квартиры светом залитые Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ Скажи Какой ты след оставишь След Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет
Задания:
1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор. 2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?
Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?