- формирование понятия «спряжение глагола».
- закрепить знания о глаголе.
- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- прививать любовь к русской литературе на образцах произведений А.С. Пушкина
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность. |
Положительный настрой - Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир. - Итак, начинаем урок русского языка. Запишите число. | Приветствуют учителя, друг друга. | Взаимодействуют в малых группах (в парах) Прием «Предъявление требований» Слайд №2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: воспроизведение ранее изученного материала, установление взаимосвязи между ним. |
Словарная работа - Расшифруйте анаграммы. Запишите слова. тьтлее ЛАЕЛЯ ЕЙГОР ЯРЗА Проверка - Какие слова записали? - Какое слово лишнее в этом ряду? -Почему? Докажите. Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе. Что же может рассказать о себе глагол | Записывают слова. -лететь, аллея, герой, заря. -лететь. - Это глагол, все остальные слова – существительные. | Актуализация знаний Слайд№3 Слайд №4 |
Выявление места и причины затруднения. Цель: создать условия для обсуждения затруднения. |
- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. - Давайте проверим, как вы выполнили работу. Я глагол | часть | речи | обозначаю | действие предмета | отвечаю на вопросы | что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. | имею | начальную (неопределенную форму) | в предложении | чаще всего бываю сказуемым | имею грамматические признаки | время число лицо род (в прошедшем времени) спряжение | | У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах. Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы. 5-ой признак не открыли. | Работа в парах Затруднение Слайд №5 |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения. |
- Какова же тема сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель урока. - Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? | - Новый признак глагола. - Узнать, как называется новый грамматический признак глагола;учиться определять этот новый признак у глагола. Составление плана. Наблюдать Сделать вывод Проверить вывод Применить (знания) | Планирование |
Открытие «нового» знания. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение проблемы; открытие нового знания. |
Проблемная ситуация. Вставьте в глаголы «лететь», «спасать» в нужной форме(). | Я ________________ Ты __________________ Он ________________ Мы _________________ Вы _______________ Они _________________ | Поверка по эталону. Как мы изменяли глаголы? Что вы заметили? Посмотрите наши глаголы изменились по лицам и числам ,и изменилось окончание. Эти признаки в русском языке объединены в одно понятие. -А о названии нового признака мы поработав на пллатформе Учи. ру - Как же называется новый грамматический признак? -Какая тема урока? - Что такое спряжение? - Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о новом грамматическом признаке… (Учитель рассказывает сказку.) Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили. Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», - улыбнулся дракон. А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города. С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение. Что ещё нового узнали? - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому? | У детей карточка. -По лицам и числам (1лицо-я,мы, 2 лицо- ты,вы, 3 лицо- он, они); (я,ты,он - ед.ч., мы, вы, они- мн.ч.) - Разные окончания у глаголов в одинаковой форме. Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам. Ответы детей. - В учебнике прочитать правило. Правило, уч. с.87. - Спряжение. - Изменение по лицам и числам. - Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Учащиеся слушают сказку. - К I спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная Е (Ё). Ко II спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная И. - К 1 спряжению. | Наблюдение Работа в парах Слайд №6 Делают вывод Проверяют вывод Работа с учебником Дидактическая сказка -У (-Ю) -ЕШЬ -ИШЬ -ЕТ -ИТ -ЕМ -ИМ -ЕТЕ -ИТЕ -УТ (-ЮТ) -АТ (-ЯТ) (иллюстрация сказки) Слайды №7,8. Создание кластера (лицо,число,окончание),потом появляется спряжение. Слайд№ 9 В кластер добавляются окончания (1 и 2 спряжения) |
Физминутка. Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
- А теперь отдохнем немного! - Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней! ( слайды №11-14) | Выполняют упражнения. | |
Первичное закрепление. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий . |
– Продолжим работу. - Из какой сказки эти предложения? Кто автор? Работа с упр.141,с.88 - Из данных предложений выписать глаголы настоящего времени:в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению. I спр. II спр. скачет летит гоняешь любим волнуешь веешь выезжают -Почему ? Докажи! -Какую отметку себе поставишь? | Отвечают. Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь. Самооценка. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала. |
Перед вами глаголы: читаешь ,качает, поёт ,говорим, клюют, ругают ,верят, кричит, ворчит, молчит, грустите, рисует, поёт, пишет. 1 уровень: Распределите их в 2 столбика. 2 уровень: Распределите их в 2 столбика, в каждый столбик запишите по 3 своих глагола. Какие это столбики?(1 и 2 спряжение) Выделите окончания. Кто ещё придумал глаголы? Почему это 1 спряжение?2 спряжение? Работа на платформе Учи.ру | Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. Отметка ученику за 2 уровень. | Проверка по эталону Слайд №15 |
Включение нового в систему знаний . Цель: проверить уровень усвоения материала |
|
Тест - Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ. Тест | 1. Как называется изменение глаголов по лицам и числам? | А. склонение | Б. спряжение | 2. Что называется спряжением? | А. изменение глагола по падежам | Б. изменение глагола по лицам и числам | В. изменение глагола по родам и числам | Глагол «лежит» | А. I спряжения | Б. II спряжения | Глагол «растёт» | А. I спряжения | Б. II спряжения | Взаимопроверка. - Поставьте отметку за тест (взаимооценка).( 4б.-«5», 3б.- «4», 2б.-«3». Вернули тетради. У кого «5», «4», «3», кто не справился? У кого какие ошибки? | Выполняют. Проверяют. Отвечают, слушают, дополняют друг друга. . | Слайд№16 Анализ самооценки учащихся Итог урока |
Рефлексия учебной деятельности - Какая была тема урока? - Какая была цель урока? - Что узнали об этом признаке? -Ребята, кто хорошо понял и готов поделиться знаниями с другими, выбирает большой магнитик. Те, кто понял хорошо, но есть затруднения –средний магнитик, а тот, кто не понял-маленький магнитик. Прикрепите к доске. Инструкция к домашнему заданию. Задание на дом: выполнить карточки на Учи.ру. | Спряжение глаголов. Спряжение - это изменение по лицам и числам. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. У глаголов I спряжения в личных окончаниях есть гласная «е» или «ё», а в 3 лице мн. числа окончания – ут, -ют. А у глаголов II спряжения в личных окончания есть гласная «и», а в 3 лице мн. числа окончания –ат, -ят | Домашнее задание |