Статья по теме: "Развитие творческих способностей детей через организацию словарной работы"
Статья по теме: "Развитие творческих способностей детей через организацию словарной работы"
Формирование творческих способностей детей возможно только при условии активного включения самого школьника, создания у него положительного отношения к творческой деятельности и целенаправленного педагогического воздействия. Надо «лепить» «человеческую глину», пока ум ребенка гибок, а сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Развитие творческих способностей детей через организацию словарной работы"»
Развитие творческих способностей детей через организацию словарной работы
Творчество – это всегда порыв к самому себе, к другим людям. Это длительный процесс, в котором
подготовка к творчеству уже является творчеством
(Л.С. Выготский).
Формирование творческих способностей детей возможно только при условии активного включения самого школьника, создания у него положительного отношения к творческой деятельности и целенаправленного педагогического воздействия. Надо «лепить» «человеческую глину», пока ум ребенка гибок, а сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.
И, несомненно, у каждого учителя есть свой арсенал приемов для развития творческих способностей детей, что дает возможность проявить себя в различной деятельности и почувствовать свое «я» в результатах работы.
Особое внимание в развитии творческих способностей уделяю не только выработке орфографической зоркости, но и осознанной работе со словарными словами и использованию их в речи.
Память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют. Механическое многократное списывание и переписывание таких слов не всегда может достичь цели, а, наоборот, вследствие однообразных действий может притупиться орфографическое внимание ученика.
Механическое запоминание, как и всякая репродуктивность, сведено к минимуму, поэтому работа со словарными словами предполагает ассоциативную методику запоминания слов. Результатом этого должно стать усвоение самого алгоритма запоминания правописания.
В моей работе используется прием «усиления» орфограммы. «Усилить» орфограмму, значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся. Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью что – либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху. Существует немало способов, чтобы «усилить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идет за счет образного представления материала путем выстраивания сюжетной линии для запоминания. Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминания, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) на нее должно работать.
Существует множество эффективных способов запоминания словарных слов. Подробнее остановлюсь на некоторых:
Возвращение в забытую этимологию.
Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой.
Оказывается, например, что ныне непроверяемая «е» в слове «береза» может быть проверена словом «белый», т.к. этимологический словарь гласит, что дерево это названо так за цвет ствола. А непроверяемая «о» в слове «богатый» - словом «бог», потому что эти слова когда – то были однокоренными.
При возвращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса, поэтому при «усилении» орфограммы подобным образом учителю следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и их происхождения.
Еще один способ, который помогает справиться с данной проблемой, основан на возрастных особенностях мышления младших школьников - буквопись. Именно так психологи называют детский рисунок.
Возраст 6 –7 лет – это время взрыва фантазии и воображения, время практически неисчерпаемых возможностей для развития речевой активности, пика творческой активности мозга, важного момента, когда еще возможно предотвратить формирование речевых комплексов.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных психологических законов:
1. установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2. заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3. яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4. образность запечатления: запоминание, отражающееся в образах, гораздо лучше механического запоминания.
Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предполагаемым способом. Суть его состоит в том, что в словах, которые вызывают затруднение при написании, ребенок выполняет рисунки на буквах, и слово обязательно должно быть написано печатными буквами. Это связано с тем, что буквы О и А, с выбором которых чаще ошибаются дети, зрительно лучше дифференцируются в печатном варианте.
Рисунки необходимо связывать со смыслом слова, либо с возникающими ассоциациями.
Какая же дорога может обойтись без дорожных знаков?
Москва имеет большую кольцевую дорогу.
Прекрасная погода – солнышко светит!
Тетрадь по русскому языку имеет линии похожие на Е.
Рисунок говорит сам за себя.
Процесс этот не только увлекательный, но и полезный: дети не только с удовольствием рисуют и запоминают словарные слова, но и развивают творческие способности.А такжедетский рисунок выполняетсразу несколько функций: развивает абстрактное, образное, аналитическое мышление, речь, пространственное воображение, творческие способности.
Одно «НО», которое должен запомнить учитель:
не надо делать рисунки на всех буквах, иначе происходит «нагромождение» образов, что затрудняет запоминание слова;
не надо рисовать образы, не соответствующие смыслу.
Учитель должен помнить, что существует процесс забывания, поэтому необходимо продумать систему повторений.
Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:
*запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления, которые обозначают слова;
работа
рабочий
сапоги
пальто
машина
завод
дорога
потом
налево
* объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться», например: составление предложения с группой слов;
Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет по прямой дороге на завод, а потом сворачивает налево.
Этот процесс творчества основан на сенсорном мышлении, то есть ребенок сначала представляет, слышит и чувствует, а затем визуализирует.
ИЛИ комментированное письмо текста:
Была хорошая погода (светит солнышко). Мы поехали по дороге (рисуем колеса машины) на огород (рисуем помидор, огурец). Мы посадили овощи: (семена овощей напоминают букву О) горох (рисуем горошины), морковь (плоды моркови), помидор (О напоминает помидор, И – ножи, которыми резать помидор). Но у нас выросли «неправильные» растения. У них семена напоминают букву О, а вырастает буква А – капуста, картофель.
Каждое слово или группа слов, над которыми учитель и ученик работают, должны иметь нацеленный выход в речевую практику. Иначе слово просто не будет запоминаться, так как не будет охвачено произвольным вниманием ученика.
Навыки грамотного письма формируются, как известно, в процессе системных упражнений. Примером тому может служитьработа с индивидуальными словарями.
Эти словари могут использоваться в любой части урока. Задача учителя – научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе. Разумеется, задание по словарю должно быть кратким, логически связанным с упражнениями учебника.
Работу со словарем можно начинать с 1 класса второго полугодия, постепенно усложняя задания. Словарик представляет собой тетрадь для творческих работ. Начинаем мы с легких заданий: тетрадный лист делится по горизонтали на две часть: в одной части крупными буквами дети пишут слово, во второй части слово пишется прописными буквами с выделением орфограммы. На обложку тетради приклеиваются два конверта с обозначениями «+» и «-», которые по мере работы заполняются. В конверт с «+» попадают слова, которые ребенок пишет без ошибок, а с «-» - еще допускает ошибки. Слова, по мере их забывания, перекладываются из одного конверта в другой для дальнейшей их доработки.
Со второго класса расширена познавательная деятельность «Орфографической тетради», увеличилось разнообразие заданий:
каждое новое слово вводится через ребус или загадку;
толкование лексического значения;
упражнения на подбор однокоренных слов;
задания, связанные с употреблением слова в речи;
буквопись и т.д.
В третьем классе в «Творческой тетради» отображаются материалы, отобранные из детской литературы, энциклопедий, толкового и этимологического словарей, необходимые для последующей творческой работы. Этот материал помещается в карман, который находится в конце каждого блока (тетрадь разделена на блоки по темам). Это стихи, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения.
Стимулировать познавательную деятельность, в том числе поисковую, должны не столько трудности и препятствия, сколько все тот же интерес к предмету и интенсивный рост познавательной потребности.
Тогда стимулом к учению становится не азарт, а стремление к истине. В духовном отношении это гораздо ценнее.
В четвертом классе дети сами выступают в роли авторов. Они оформляют «Тетрадь занимательных заданий», в которую помещают свои собственные творения (ребусы, загадки, сказки, рисунки, исторический материал и просто интересные вопросы). Приведу примеры работы с одним из блоков – «Овощи», при этом использую различные жанры, например, сказку. На них училось и воспитывалось не одно поколение людей. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочным образом, ребенок учится мыслить словом. Дети не только пишут, но и оформляют свои произведения рисунками. И труд не проходит даром. Вот что получается:
Соленые друзья.
Однажды в летний день Помидор, Капуста и Огурец отправились путешествовать по Черному морю. Солнце светило так жарко, что нашим героям стало плохо. Они стали дрябнуть, чахнуть, терять свои формы. Тогда самый сообразительный Огурец предложил искупаться. Нырнули они в море, и их настроение сразу улучшилось, ведь к ним вернулись и сила, и форма, и вид. Им так понравилось нырять, что они просидели в воде до самого вечера. Только Капуста вышла погреться на солнышке, да и уснула. К вечеру она стала квашеная, а ее друзья Помидор и Огурец вышли из моря солеными.
(Шадрин Паша)
Во время работы дети преображаются, их глаза начинают светиться огоньком фантазии и, самое главное, творчества. От сочинения к сочинению замечаешь, как меняется детская лексика и развивается речь твоих учеников.
Не менее любимы детьми «Сочинялки», в которых дети получают рифмовку и сочиняют буриме, например, из рифмы «огурец – молодец», «царица – темница» получились прекрасные строчки:
Жил на свете огурец, Посадил я огурец, Ах, морковка, ты морковь,
Был он бодрый молодец. Вот и вырос молодец. Сладкая и вкусная!
С утра сидел на грядке, Катя к грядке подбежала, Ты чего сидишь в темнице,
Играл с хозяйкой в прятки. И огурчика не стало. Выходи и будь царицей!
Такие рифмованные игры, как «Добавлялки», увлекают детей, мобилизуют их возможности, раскрепощают, повышают работоспособность, развивают их речевое творчество. Итак, «я начну, а ты продолжи…»
Я хотел устроить бал Я хотел устроить бал
И гостей к себе позвал: ИЛИ И гостей к себе позвал,
Созданные детьми занимательные стишки в дальнейшем послужили хорошим дидактическим материалом для выполнения разнообразных грамматических заданий.
Существует распространенное мнение, что младшим школьникам доступен лишь конкретный материал и недоступны абстракция, обобщение. Если детский ум не стимулировать идеями, он становится инертным и лишенным логики. У ребенка предметное, конкретное мышление, но
Л.С. Выготский считал преступлением удерживать его на этом уровне.
Работа над загадками помогает развивать умение мыслить и анализировать, наблюдать, сравнивать, особенно, когда загадку сочиняют сами дети, например,
«Угадай!»
«Полосатый, а не флаг; « Растет, а не морковка;
Круглый, а не мяч; Тает, а не свечка;
Сладкий, а не сахар» (арбуз) Копает, а не дождь» (сосулька)
Загадки помогают ребенку сделать свое открытие.
Следующее задание – работа над словом по контуру.
Дети получают контур с изображением, например, зайца. Им необходимо определить, что за предмет изображен на рисунке, и доказать по знакомым для них признакам правильность его выбора. Затем обсуждается окрас животного, вспоминаются стихи, загадки, природные данные зверя, составляется рассказ.
«Заяц - животное. Зимой - белый, летом - серый. Глаза косые, позволяющие видеть все вокруг. Реагирует на каждый звук и шорох. У него короткий пушистый хвост, длинные уши, задние ноги длинные, передние короткие, что способствует быстрому бегу».
Изучение слов с непроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами и обогатить ими свою речь, умело использовать их при составлении текста. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов можно использовать такие, как: заячья душа, воробью по колено, язык заплетается, медведь на ухо наступил, яблоку негде упасть и т.д.
Это далеко не весь перечень творческих работ над словарным словом.
Учащиеся научились включаться активно в игровую деятельность со словом, видеть «необычное» в обычном, восхищаться точно найденным образом – словом, вести поиск индивидуального способа запоминания того наилучшего приема, который компенсировал бы их недостатки памяти.
Литература:
1. Введенская Л. А., Саакьян Р. А. Наш родной язык. – Москва, 1971.
2. Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход к изучению слов с
непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 16- 18.
3. Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная
школа. – 1992. - №7-8. – с. 13-17.
4. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.
– 1988. - №1. – с. 45-46.
5. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. – Москва, 1988.
6. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с
непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 15-16.