-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Обратите внимание на эпиграф на доске. Что он означает? Известен автор? Монтень Мишель (1533—1592) — французский философ-гуманист эпохи Возрождения. Считал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам, потребность в широких и разнообразных знаниях. В воспитательной системе М. значительное место отводилось физическому воспитанию и играм. Считал, что в школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям, а моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. - Сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга, у меня, и мы с вами будем шлифовать своё мастерство в анализе текста. | Читают эпиграф. Отвечают на вопросы. | (К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) – целеполагание (Л) - самоопределение |
- Ребята, посмотрите внимательно задания-карточки и попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока. - Чему мы должны научиться исходя из этой темы? - Где пригодятся вам полученные знания? Вспомните задание С из ЕГЭ по русскому языку, задание 24 тестовой части.. - Я согласна с вами, ребята, так как задание С звучит так: Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту. Выскажите своё мнение о содержании текста. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте своё мнение. Отметьте 2-3 средства выразительности, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в данном тексте.
Цель на доске: (открыть) каждый из вас к концу урока должен уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, зная его особенности, совершенствовать навыки написания сочинения-размышления. III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока. - Григорий Яковлевич Солганик, заведующий кафедрой стилистики русского языка МГУ, утверждает: «Язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка». - Как вы понимаете это утверждение? - Сегодняшний урок поможет вам найти ответ на этот вопрос. Ведь тема урока «Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль: сфера применения, функции, стилистические черты». Вы узнаете, что художественный стиль отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией. Научная проза воздействует на разум, художественная – на чувство. В этом и заключается специфика художественной литературы. | Читают задание, формулируют цели урока. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. | (Р) – выполнение пробного учебного действия (Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) (П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) – самостоятельное выделение познавательной цели |
1. Работа с учебником. - Чтобы достигнуть цели урока, необходимо поработать с теоретическим материалом на стр. 310 вашего учебника.
- Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи? - Какова главная функция художественного стиля? - В чём выражается эстетическая функция художественного стиля? - Какие средства художественной выразительности вам известны? 2. Составление кластера. Средства художественной выразительности Тропы Стилистические фигуры Эпитеты Метафоры Сравнения Гипербола Олицетворение | Анафора Антитеза Бессоюзие Градация Инверсия Параллелизм и др. | - Что называется тропами? Перечислите их? - Какие стилистические фигуры вы изучили? Итог. - Какова цель художественного текста? - Какова роль выразительных средств в художественном тексте? - Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? | Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации. Составляют кластер, используя материалы учебника, работают в парах. (необходимо для ЕГЭ, задание 24) Пользуясь составленным кластером, готовят развернутые ответ на вопросы. | (П) – анализ, сравнение, обобщение (П) – смысловое чтение (П) – определение основной и второстепенной информации (Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) – планирование, прогнозирование (Р) – контроль, коррекция, (К) – умение выражать свои мысли, (П) – владеть смысловым чтением, (П) – классифицировать средства художественной выразительности, (Р) – выдвигать версии для достижения цели, (К) – излагать свои мысли |
1. Работа в парах. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. Карточка-консультант №1. (Приложение №1) Цель: научить среди предложенных текстов определять текст художественного стиля речи, опираясь на его основные особенности. Обсудить результаты. Приложение № 1 Карточка-консультант № 1 «Художественный стиль речи» - Определите, какой из двух текстов относится к художественному стилю? Почему не второй текст? - Что вы помните о других стилях речи? Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Объясните орфограммы. Определите основную мысль Озаглавьте отрывок Определите тип речи. Почему? Докажите принадлежность текста И.С.Тургенева к художественному стилю речи. Что важнее: информация, получаемая читателем, или впечатление от прочитанного? Поделитесь своим мнением, аргументируйте его. Назовите средства художественной выразительности, использованные в данном отрывке. Помощник: материал учебника, ваши записи в тетрадях. 1.Был пр…красный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго.2. С самого ран…его утра небо ясно, утренняя заря не пыла…т пожаром: она разливается кротким румянцем.3. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. 4.Верхний, тонкий край неба растянутого облачка засверкает змейками, блеск их подобен блеску кованого серебра… 5. Но вот опять хлынули играющие лучи – величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. 6.Подобно островам разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной системы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой… ( И. Тургенев) Тестовая работа по тексту. Из предложений 1-5 выпишите предложение с последовательным подчинением. Из предложений 1-3 выпишите СБП . Из предложений 1-5 выпишите предложение, осложненное обособленным обстоятельством Итог. - Что мы повторили, работая с данным текстом? - Что нам в этом помогло? | Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на задания в карточке. Отвечают на вопросы, вспоминают материал предыдущего урока. (необходимо для ЕГЭ, задание9, 10,11, 16) | (П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П) – умение структурировать знания (П) – использование знаково-символических средств (П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) – выполнение действий по алгоритму (К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – управление поведением партнёра (К) – планирование учебного сотрудничества (Р) – контроль, оценка, коррекция (Р) – осознание качества и уровня усвоения (Л) – осознание ответственности за общее дело, (Р) – работать по плану, сверяясь с целью (П) – анализировать, доказывать правильность выбора, (Р) – выдвигать версии |
VI. Рефлексия Цель: определить удалось ли понять тему урока Продолжите фразу: «Художественный стиль речи отличается… «В литературе язык занимает особое положение, поскольку… - Как вы понимаете утверждение Г.Солганика: «Язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка»? Запишите ответ, уложившись в 2-3 предложения. Зачитайте ответы. | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | (Р) – рефлексия способов и условий действия |