I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Настраиваются на работу по данной теме, определяют и проговаривают правила поведения на уроке. Проговаривают девиз урока. Определяют значение урока. оценка личностной значимости знаний, необходимости их приобретения | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай». - Сегодня на уроке мы подведем итоги нашей работы над разделом «Лексика и фразеология». - Как знание раздела «Лексика» может нам пригодится в жизни. | Уметь выстраивать алгоритм выделения языковых средств. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин) Цели: - организовать формулиро-вание темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Проговаривают тему урока. Проговаривают цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели урока учащимися. | Мы много уроков посвятили изучению раздела лексикология, и сегодня на уроке мы должны подвести итог нашей деятельности и определить насколько хорошо мы изучили данный раздел. На доске цель для учащихся: закрепить знания по лексике. - Ребята, для чего мы с вами изучаем данный раздел? Как эти знания могут нам пригодиться в жизни? | Знать об использовании слов категории лексики. Уметь находить данные слова в контексте. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
III. Основной этап урока. Обобщение материала. (25 мин). Технология уровневой дифференциации, элемент игровой технологии Создание проблемной ситуации Работа с терминологией Работа в группах | Проговаривают ответы на вопросы учителя. Выполняют письменное задание. Работают с толковым словарем (определяют лексическое значение слов почта, почтальон). Поиск и пути решения проблемы Выполняют практическое задание Самостоятельно выполняют задание. | Организует работу по теме. Направляет работу учащихся Создаёт условия для выполнения задания. Организует выполнение задания учениками. | Работа с презентацией Слайд 2 Ребята, как вы понимаете слова Н.В. Гоголя? Слайд 3 - Что изучает лексика? - На какие группы делятся все слова языка? -Какие группы необщеупотребительных слов вам известны? Приведите примеры. Сценка в исполнении 2-х учеников - Ребята! А вы поняли смысл фильма, рассказанного мальчиком? - А почему? - У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Слайд 4 - Слова – пенсионеры и слова – младенцы. Дайте точное определение. Приведите примеры. - Родные слова и усыновленные слова. Дайте точное определение. Приведите примеры. - Что такое фразеологизмы. Приведите примеры. Слайд 5 - Замените каждое слово в предложении синонимом. Слайд 6 - В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют Слайд 7 - Угадайте слово по толкованию его лексического значения. Слова запишите. Физкультминутка Сценка в исполнении 2-х учениц - Скажите, о каком лексическом понятии идёт речь? - Почему ребята не могли понять друг друга? Слайд 8 - Найдите в отрывке диалектное слово, по контексту определите, что оно означает? Слайд 9 - Рассмотрите рисунки, приведите примеры профессионализмов Слайд 10 - Обратим внимание на синонимы. Какое языковое явление они иллюстрируют? Слайд 11 - Найдите устаревшие слова, дайте им толкование Слайд 12 - Посмотрите внимательно на рисунки, назовите предметы. Как называются данные слова с точки лексики? Слайд 13 - Прочтите текст и выпишите все фразеологические обороты. | Уметь выделять в тесте общеупотребительные слова Выделять ошибки в безграмотной речи. Уметь выделять устаревшие слова и неологизмы. Находить в тексте исконно русские и заимствованные слова. Подбирать антонимы, синонимы и омоним. Уметь составлять определение значения слова. Умение определять омонимичные выражения Уметь определять диалектные слова. Уметь выделять профессионализмы Уметь выделять в тексте жаргонизмы и избегать их употребление. Уметь выделять в тексте неологизмы Уметь находить в тексте фразеологизмы и определять их значение | Уметь проводить сравнение, выбирая наиболее эффективный способ решения; (Познавательные УУД) Уметь правильно выполнять задания по правилу, с помощью схемы; (Регулятивные УУД) Уметь проводить сравнение, выбирая наиболее эффективный способ решения; (Познавательные УУД) Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, (Коммуникативные УУД) |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Элемент личностно-ориентированной технологии обучения | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку своей деятельности на уроке. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Мы переходим к последнему этапу работы на уроке и подводим итог своей деятельности. - Какую цель мыс вами поставили? Достигли цели? Расскажите по схеме о своих достижениях ( Я- знаю, запомнил, смог) на уроке. - Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути! | Уметь грамотно выражать свои мысли. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |