- отрабатывать практические навыки правильного написания глаголов с –тся и –ться;
-развивать умение анализировать, сравнивать материал
У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познава-тельные | Коммуни-кативные |
Мотивирование к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. - За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки! - Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками сегодня на уроке. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Целеполагание. | . | Принимают активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Создание проблемной ситуации. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. На слайде слова: (грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда) -Составьте из слов пословицу -Как понимаете значение пословицы?
Какую орфографическую задачу мы должны решить? - Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую?
- Можете вы её сейчас сразу решить? Почему? | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения. С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации. | Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя. | Логические - анализ объекта с целью выделения признаков | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. |
Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) | Формулирование темы урока. - Сформулируйте тему урока. - Какие задачи мы будем решать на уроке? (Будем учиться писать глаголы неопределённой формы и глаголы 3-го лица ед. и мн. числа). - Для того чтобы решить эту задачу, нам нужно составить алгоритм правильного написания глаголов с -тся- и –ться. Работа в паре. -Что общего между словами? -Это возвратные глаголы. - Какое задание вы можете выполнить с данными словами? На слайде: готовится, найдётся, готовиться, мчаться, умывается, слышаться. - Разделите слова на 2 группы. (интерактивная доска)1 ученик. - По какому признаку можете это сделать? учится учиться готовится готовиться найдётся носиться - Как вы думаете, от чего зависит правописание глаголов на тся, ться? Вывод. Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его вноси. | Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности. Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала) Учащиеся делят слова на группы по разным признакам. Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. Ответы учащихся. | Целеполагание. Планирование, прогнозирование | Постановка вопросов. Общеучеб-ные: самостоя-тельное выделение – формулиро-вание поставлен-ной цели; логические – формули-рование проблемы. | Понимание содержания вопросов и воспроизведение вопросов. Инициативное сотрудничество Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения). |
Реализация построенного проекта | - Так вот, чтобы решить эти задачи, нам нужно составить алгоритм. Работа над алгоритмом. Алгоритм правописания ться, тся 1шаг Задай к глаголу вопрос Что делать? Что делает? Что сделать? Что сделают? Что делают? Что сделают? 2 шаг пиши пиши ться тся - Для чего нам необходим данный алгоритм? | Работа в группах. Один ученик работает на интерактивной доске. Составляют алгоритм. Ответы учащихся. Чтобы правильно применять правило на письме. | Планирование, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Выполнение учебного задания в соответствии с целью. Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Проговаривают последовательность действий на уроке. | Проведение сравнения (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), формулиро-вание выводов на основе сравнения. Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказатель-ство | Принимают активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства; стремятся к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваются, приходят к общему решению. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа в тетрадях. Возвращение к пословице. - Давайте запишем пословицу. Грамоте учиться - всегда пригодится. - Правильный ответ на интерактивной доске. Проговаривание алгоритма. - Фронтальная проверка. Проговорим алгоритм друг другу. Работа в парах. - Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ Проявлять стремление -стремит…ся Они испытывают волнение – волнуют…ся Допускать ошибки - ошибат…ся Он испытывает радость - радует…ся Испытывает страх - боится Проверка по эталону. Слайд. | Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (фронтально, в парах). Ответы учащихся. Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия. Предлагают способы разрешения вопроса. | Выполнение учебного задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом; осознание качества и уровня усвоения. Работают по коллективно составленному алгоритму действия. | Умение структури-ровать знания, умение осознанно и непринуж-денно строить речевое высказыва-ние; рефлексия способов и условий действий. | Формулировать высказывание. Управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполнения самостоятельной работы организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа действия. - Наш урок подходит к концу. Выполните тест и определите, на каком уровне находятся ваши знания и умения. Работа на нетбуках. Самопроверка, возвращение к правилу. | Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов. Выполнение теста по теме. Оценка выполненного. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказы-вание | Контроль, коррекция, оценка своих действий. |
Включение в систему знаний и повторение | Организовывает выявление границ применимости нового знания, где используется новый способ действия. Организовывает повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило. | Прогнози-рование Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности. | Умение структури-ровать знания. | Умение выражать свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Итог урока Цель: - провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание. Дом.зад. Записать 6 пословиц с –тся и ться. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ответы обучающихся. | Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | Умение формули-ровать высказы-вание | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |