Цель урока: расширить знания учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, обобщить знания о патриотических чувствах, творческих исканиях поэта, дать анализ произведениям Лермонтова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лермонтов-поэт и гражданин»
Акмолинская область. Бурабайский район. п. Бурабай.
Учитель 1 категории средней школы при республиканском центре реабилитации «Бурабай» Шинжанова Корлан Кадыртаевна.
Тема урока: Лермонтов-поэт и гражданин.
Цель урока: расширить знания учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, обобщить знания о патриотических чувствах , творческих исканиях поэта, дать анализ произведениям Лермонтова.
Оборудование: на интерактивной доске портреты М.Ю.Лермонтова, матери ,бабушки поэта, иллюстрации к произведениям Лермонтова, тексты произведений М.Ю.Лермонтова.
Учитель: Лермонтов- достойный преемник Пушкина. Так же как у Пушкина, судьбы родины и народа были основным содержанием его творчества. Но Лермонтов принадлежал к другому поколению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество. Герцен писал: «Лермонтов всецело принадлежит к нашему поколению. Мы видели только казни и ссылки. Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои думы… Мужественная грустная мысль никогда не покидала его чела- она пробивается во всех его стихотворениях…»
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил недолгую жизнь, на которой не могли не отразиться обстоятельства современной поэту действительности. Юношеский максимализм и неутоленная жажда борьбы , определили своеобразие творчества поэта. Творчество Лермонтова тесно связано с общими проблемами развития русской и мировой литературы. Он считал, что подлинным образцом истинно человеческого поведения является его активная жизнь в обществе.
Ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в Москве .Вскоре семья переезжает в усадьбу бабушки в село Тарханы Пензенской губернии. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, был армейским капитаном в отставке.
Мать, Мария Михайловна, происходила из богатого дворянского рода. Бабушка поэта не могла примериться с таким неравным браком своей единственной дочери. Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела и умерла, оставив сиротой трехлетнего сына. Мальчик остался на воспитании бабушки. Михаил Юрьевич рос болезненным и чутким ребенком. Бабушка очень любила своего внука. Чтобы укрепить здоровье внука Арсеньева возила внука на кавказские источники. В поэме «Сашка» Лермонтов так говорит о своих детских годах;
Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный
И в нем терялся мыслью послушной…
Ученик: Весной 1827 года бабушка решила переехать из Тарханы в Москву, чтобы подготовить внука к поступлению в Московский университетский благородный пансион. В августе 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политический факультет. За годы учения в пансионате и в университете Лермонтов написал около 300стихотворений,16поэм, 3драмы. В 1832 году Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и. В ноябре 1834 года был произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Наблюдения над бытом и нравами петербургского света он вскоре обобщил в драме «Маскарад».
27января 1837года произошла дуэль Пушкина с Дантесом. Пушкин был смертельно ранен. Это известие потрясло Лермонтова. Он немедленно откликнулся стихотворением «Смерть поэта».
Чтение наизусть стихотворения «Смерть поэта».
Стихи Лермонтова волновали читателей как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова нового поэта. В Лермонтове увидели достойного наследника Пушкина. 20февраля Лермонтов был арестован, а через неделю переведен в армейский драгунский полк, который в то время стоял на Кавказе, где шла война с горцами. Посылая Лермонтова под пули , царь надеялся , что поэт не вернется в столицу. Но участвовать в боях Лермонтову не пришлось. Сначала болезнь задержала его в Пятигорске , затем он добирался до полка, который стоял в Тифлисе. На Кавказе поэт закончил поэмы «Песню про купца Калашникова», «Мцыри»,роман «Герой нашего времени» создал ряд прекрасных лирических стихотворений. В апреле 1838года бабушка поэта добилась полного прощения внука и возвращения его в гвардейский полк.
Ученик: В Петербург Лермонтов теперь вернулся известным поэтом, автором таких произведений как «Смерть поэта», «Бородино», «Песня про купца Калашникова». Лермонтова в Петербурге притягивал мир литераторов, знакомство с которыми у него расширилось. Он охотно бывал у Жуковского, Одоевского, встречался с композиторами, с журналистами, с писателями. Творческая деятельность по-прежнему захватывала Лермонтова. Он много пишет, его произведения появляются в печати. В 1840году Лермонтова переводят в Тенгизский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Начиная с июня и до глубокой осени , Лермонтов участвовал в военных действиях, неоднократно был представлен к наградам. Но в наградах был отказан. Военная служба тяготила поэта, он мечтал выйти в отставку и целиком отдаться литературной работе. Он просил об отставке, но ему отказывали, лишь разрешили приехать в отпуск в Петербург. В январе 1841года Лермонтов уехал с Кавказа и в начале февраля прибыл в Петербург. Здесь он снова просил об отставке, но было отказано. Вскоре он получил приказ покинуть столицу. Направляясь к месту назначения, Лермонтов заехал в Пятигорск и остался там для лечения. В Пятигорске в это лето собралось много представителей петербургского общества, среди которых были лица, ненавидевшие поэта. Они искали только повода, чтобы навсегда избавиться от Лермонтова. 13 июля 1841года произошел конфликт Лермонтова с Мартыновым, товарищем по военной школе. Дуэль Лермонтова с Мартыновым состоялась 15июля у подножия горы Машук близ Пятигорска. На дуэли поэт был убит. 17июля Лермонтов был погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842года ,по ходатайству бабушки , прах был перевезен в Тарханы.
Ученик читает стихотворение Л. Ганшиной
Поэт погиб и вся природа
Вдруг содрогнулась на Земле
Вокруг стояла непогода
Сияло небо все в огне.
Из молний пущенных богами
На головы людей пустых
Во страх им извергалось пламя
Из туч клубящихся, густых.
Ученик: Лирика Лермонтова составляет важнейшую часть его наследия. Творчество поэта делится на два периода – ранний и зрелый. Ранний Лермонтов- романтик. В своих лирических раздумьях Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления.
Ученик читает стихотворение «Утес».
Одно из известных стихотворений в русской поэзии , написанное 18-летним Лермонтовым – «Парус», воспринималось как выражение свободолюбивых, революционных настроений. Образ одинокого паруса приобретает символическое значение.
Ученик читает наизусть стихотворение «Парус».
Огромную роль в формировании Лермонтова сыграло его увлечение произведениями Байрона. В лирике поэта мы видим байронические мотивы мятежа, разочарованности в людях, ненависти к политическому гнету, противопоставление природы и общества. Поэт осознает свое особое предназначение.
Ученик читает наизусть стихотворение «Нет, я не Байрон».
Любовь к родине– тема многих стихотворений Лермонтова. Поэт- гражданин Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить родину в представлении поэта значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства.
Ученик читает наизусть стихотворение «Бородино».
Стихотворение «Родина », написанное в 1841году проникнуто высоким патриотизмом. Свою любовь Лермонтов называет странной, потому что он любит деревню, где живут простые работящие люди, не равнодушные к красоте природы. В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни.
Ученик читает наизусть стихотворение «Родина».
Ученик: Поэзия Лермонтова стала известна казахскому народу благодаря А. Кунанбаеву, который перевел около 30 стихотворений, отрывки из поэмы «Демон». Абай стремился передать идейно-эмоциональное содержание лермонтовских произведений, а не буквально перевести их. В лермонтовской поэзии Абаю важна была прежде всего тема назначения поэта и поэзии. Произведения великого русского поэта переведены Абаем блестяще, с подлинным поэтическим жаром, с проникновением в содержание и форму. Дух и своеобразие лермонтовской музы были чутко уловлены Абаем. Абай Кунанбаев перевел стихотворение Лермонтова «Горные вершины»
В переводе Абая «Горные вершины » прекрасно зазвучали по-казахски, сохранив нити духовной близости с гетевским оригиналом.
Учитель: Жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет. Но и то что он успел создать по праву в золотой фонд шедевров мирового искусства. Лермонтов создал около 400 стихотворений, 20 поэм написал роман в прозе «Герой нашего времени». Крупнейшие русские поэты, писатели той или иной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность его лирики- слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными – воспринята была Некрасовым. Своим романом «Герой нашего времени » Лермонтов проложил дорогу романам Тургенева, Толстого. Чехов учился у Лермонтова мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.