Впервые появление штукатуров отмечено в Древнем Египте в 5 тысячелетии до н.э. Задачей этих людей было выравнивание стен и снаружи, и внутри зданий. Материалами тогда служили глина и гипс. О качестве работы древних штукатуров говорит то, что результаты их труда сохранились до сегодняшнего дня, тогда как современная штукатурка выдерживает чаще всего не больше 10 лет. С течением времени менялся и состав раствора, и тип инструментов, используемых в работе. В 19 веке был изобретен цемент, который получили с помощью обжигания его составных частей: извести, гипса, глины и др. Тогда же он и получил широкое распространение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Лексическая тема урока:«История возникновения профессии штукатур»
Цели урока.
Обучающая: Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы).
Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.
Повторить значения специальных терминов, закрепить навыки работы со словарем.
2. Развивающая:
Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости у учащихся.
Развивать коммуникативные и творческие способности у учащихся.
3. Воспитательная:
Повышать интерес учащихся к своей профессии.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «История штукатурки», дидактический материал (карточки-задания) по профессиональной лексике, инструменты.
Тип урока:комбинированный
Ожидаемые результаты:
должны уметь: работать со словарями
должен знать: профессиональную лексику и владеть терминами по специальности.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас в гостях ваш мастер производственного обучения Дуненбаева Л.К.Она приглашена в качестве эксперта нашего урока.
Сейчас ответьте на вопрос : -Что общего между предметом русский язык и штукатурное дело?
На доске «Корзина идеи»
(запись своих идей на доску и обосновывают свои ответы)
2.Актуализация знаний. «Соберите мозаику»
-Какая группа первой собрала ,читает девиз урока.
3 Повторение (фронтальный опрос).
Вопросы для повторения:
- Какой раздел о языке называется лексикой? (Лексика – это раздел языка, изучающий значение слов.)
- На какие группы делится лексика по своему употреблению? (Выделяется лексика общенародная (общеупотребительная) и слова, сфера употребления которых ограничена.)
- Какие виды слов выделяются в лексике, ограниченной в своем употреблении? (Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.)
- Что такое «термин»?
- Какие слова называются профессионализмами?
VI. Работа по теме урока. Распознавание текстов на слух.Слушают аудиотекст «История возникновения профессии штукатур».
Впервые появление штукатуров отмечено в Древнем Египте в 5 тысячелетии до н.э. Задачей этих людей было выравнивание стен и снаружи, и внутри зданий. Материалами тогда служили глина и гипс. О качестве работы древних штукатуров говорит то, что результаты их труда сохранились до сегодняшнего дня, тогда как современная штукатурка выдерживает чаще всего не больше 10 лет. С течением времени менялся и состав раствора, и тип инструментов, используемых в работе. В 19 веке был изобретен цемент, который получили с помощью обжигания его составных частей: извести, гипса, глины и др. Тогда же он и получил широкое распространение. В зданиях, построенных ещё в пятом тысячелетии до н. э. стены были оштукатурены гипсовым раствором, а поверх окрашены. На шаре краски нанесены изображения языческих богов и других персонажей. Первые упоминания об использовании гипса датируются 3700 годом до нашей эры. Если верить историческим источникам, еще египтяне высоко оценили прочность, легкость и огнестойкость алебастра. Недостаток древесины в Египте еще более усилил его популярность. Гипс применялся в качестве основного отделочного материала внутри пирамид и других вековых сооружений. Само же слово «гипс» происходит из древне-греческого языка, и дословно обозначает фразу «кипящий камень». Многие эпохальные сооружения средневековья не обходились без применения алебастра, ну а к началу 19 века гипс обрел одну из современных своих форм в виде гипсокартона.
VII. Практическая работа.
1 задание. расставить ударения, определить их значение, найти и показать среди представленных инструментов:
(Учащиеся пытаются определить значения слов самостоятельно, используя конспекты по спец предмету, потом им предлагается проверить ответы по словарю профессиональных терминов.
2 задание. Составить по одному предложению с одним из данных слов (устно).
3 задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Раскрыть значение профессиональных слов, обозначающих строительные операции (выполняют самостоятельно в карточках, проверка у доски по одному обучающемуся: орфограммы, знаки препинания, перевод,лексическое значение слов, обозначающих штукатурные операции
Штукатурные р..створы пр..готовляют из в..жущих и з..полнителей. В глину, извест.., ц..мент доб..вляют зап..лнители. Без д..бавки зап..лнителей в..жущие не(имеют) прочности, покрывают..ся трещ..нами.
4.Самостоятельная дифференцированная работа учащихся.
Спишите этот текст:
...... строительный - это популярный материал, используемый для проведения .... работ; возведения перегородок, стенок и других конструкций, не предполагающих высоких нагрузок на них. Делается строительный гипс из так называемого .....камня – природного материала, исключающего какие-либо аллергические реакции на него.
1 группа – вставьте слова термины;
2 группа – дополнить данный текст 2-3 предложениями.
Проверка. – Прочитайте, что у вас получилось. ( читают тексты творчески доработанные.)
XI. Итог урока.
Написать синквейн на тему «Штукатурка»
XII. Домашнее задание.
- Домашнее задание будет у вас в форме творческой работы, вам нужно
составить рассказ на тему: “моя профессия”
1 вариант – в форме монолога.
2 вариант – в форме диалога.
Инструменты для штукатурных работ
Выполнение штукатурных работ требует самых простых инструментов, которые можно купить или из;готовить своими силами
Рис. 1. Инструменты для выполнения штукатурных работ:
Сокол представляет собой щит с ручкой в середине (рис. 1,1). Средние размеры щита считаются 38 X 40 см. Его изготовляют из трех-четырех досок толщиной 15 — 16 мм. Доски скрепляют с помощью гвоздей на двух планках — шпонках, которые распола;гают на расстоянии 4 — 5 см от краев. Ручку лучше всего крепить к щиту с помощью двойного шипа и прибить в середине гвоздем — это прочно и надежно. Шипы ручки должны быть на 2 — 3 мм ниже уровня плоскости щита, чтобы за них не цеплялась лопатка во время работы с сокола. Щит можно также изгото;вить из 6 — 8-миллиметровой фанеры. Сокол должен быть легким, иметь гладкий, ровный щит. Сокол слу;жит для поддержания раствора во время работы, раз;равнивания раствора и его намазывания на поверхно;сти. Для мелких ремонтных работ можно обойтись без сокола или сделать его из тонкой фанеры.
Штукатурная лопатка состоит из полотна, ручки с коленом и черенка (рис. 1, 2). Высота колена должна быть 5 см. Более низкое колено травмирует руки, а высокое неудобно в работе. Лопатка должна быть лег;кой, с тонким стальным полотном толщиной до 1,5 мм, к которому крепится ручка с коленом с помощью заклепок или сварки. Черенок крепко насаживается на ручку. Длина черенка должна быть 15 — 18 см, что при;дает ей большое удобство для работы. Если невозмож;но купить лопатку в магазине, то ее можно изготовить из крепкой стали, лучше всего из полотна двуручной пилы. Ручку с коленом делают из 10-миллиметро;вой круглой стали с приваркой или приклепкой к по;лотну.
Лопатка применяется для отмеривания материа;лов и растворов, их перемешивания, накладывания на сокол, набрасывания раствора с сокола на поверхно;сти, намазывания, разравнивания, заглаживания раствора, разрезки трещин, железнения цементной штукатурки и для других целей.
Отрезовка — лопаточка небольших размеров, очень удобна для мелких ремонтных работ, исправления тяг, счистки обоев и других работ (рис. 1,3).
Полутерки бывают разных размеров. Они состоят из полотна и ручки (рис. 1, 4). Полотно делают из не;сучковатой древесины хвойных пород, остроганной фуганком. Средние размеры полутерка для основных работ — 700 мм, ширина полотна — 100 — 120, толщи;на — 20 мм. Для ремонта и натирки карниза полу;терки бывают длиной от 100 до 250 мм, шириной по;лотна — 30 — 50, толщиной — 5 — 10 мм. Полутерками разравнивают, намазывают раствор, натирают лузги, усенки и фаски. Ручки крепят к полотну деревянными нагелями или обычными гвоздями.
Терка изготовляется из дерева. Состоит из ручки и полотна, крепятся они деревянными нагелями или гвоздями. Длина полотна — 140 — 160 мм, ширина — 100 — 120, толщина — 20 — 25 мм. Ручка делается по руке работающего, но так, чтобы туда свободно про;ходили пальцы руки (рис. 1,5).
Нагели или гвозди не должны выходить за пло;скость полотна и тем самым царапать затираемую или перетираемую штукатурку. Теркой также можно нано;сить раствор на мелкие места во время ремонта.
Полотно терки следует изготовлять из древесины хвойных пород без сучков и засмолов. Если к полотну терки прибить плотный войлок или фетр, то терка за;тирает более чисто.
Скребки изготовляют из кровельной стали, кото;рую нарезают пластинами треугольной формы дли;ной 150, шириной 50 — 100 мм и крепят с помощью двух-трех гвоздей к ручке длиной до 1500 мм. Скребки применяются для счистки набела клеевой или извест;ковой краски, счистки обоев и для других работ. Рабо;чую сторону скребков не затачивают, счищают набел, имеющиеся на скребке заусенцы. По мере затупления скребки не точат, а отрезают от них полоски шириной 2 — 3 мм (рис. 1, 6).
Для работы лучше всего иметь несколько скребков разной ширины: широкие — для счистки набела с ров;ной поверхности, узкие — для работы на неровных по;верхностях, где широкие скребки делают пропуски, не счищая набел.
Правила — это точно остроганные рейки нужной длины. Они могут быть квадратной или прямоугольной формы: квадратные сечением от 4x4 до 6x6 см, прямоугольные — от 2x7 до 3x10 см. Правила нужны для проверки и разравнивания штукатурного раствора, вытягивания по ним тяг, разрезки или на;тирки лузгов и для других целей.
Молоток, зубила, кисти (окамелок), ведра и т. д. описывать нет надобности.Необходимо указать на то, что при ремонте мелких мест часто можно обойтись только одной теркой, ки;стью и шпателем. При перетирке со счисткой набела обязательно нужны скребок, терка, кисть и шпатель. При наличии отбитых мест штукатурки и при нанесе;нии новой штукатурки необходим весь перечисленный выше инструмент.
1 задание. Вставить пропущенные буквы в данных словах, раскрыть скобки, расставить ударения, определить их значение, найти и показать среди представленных инструментов:
2 задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Раскрыть значение профессиональных слов, обозначающих строительные операции (выполняют самостоятельно в карточках, проверка у доски по одному обучающемуся: орфограммы, знаки препинания, перевод,лексическое значение слов, обозначающих штукатурные операции
Штукатурные р..створы пр..готовляют из в..жущих з..полнителей. В глину, извест.., ц..мент доб..вляют зап..лнители. Без д..бавки зап..лнителей в..жущие не(имеют) прочности, покрывают..ся трещ..нами.
3.Самостоятельная дифференцированная работа учащихся.
Спишите этот текст:
...... строительный - это популярный материал, используемый для проведения .... работ; возведения перегородок, стенок и других конструкций, не предполагающих высоких нагрузок на них. Делается строительный гипс из так называемого .....камня – природного материала, исключающего какие-либо аллергические реакции на него.
1 задание. Вставить пропущенные буквы в данных словах, раскрыть скобки, расставить ударения, определить их значение, найти и показать среди представленных инструментов:
1 задание. Вставить пропущенные буквы в данных словах, раскрыть скобки, расставить ударения, определить их значение, найти и показать среди представленных инструментов:
2 задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Раскрыть значение профессиональных слов, обозначающих строительные операции (выполняют самостоятельно в карточках, проверка у доски по одному обучающемуся: орфограммы, знаки препинания, перевод,лексическое значение слов, обозначающих штукатурные операции
Штукатурные р..створы пр..готовляют из в..жущих и з..полнителей. В глину, извест.., ц..мент доб..вляют зап..лнители. Без д..бавки зап..лнителей в..жущие не(имеют) прочности, покрывают..ся трещ..нами.
3.Самостоятельная дифференцированная работа учащихся.
Спишите этот текст:
...... строительный - это популярный материал, используемый для проведения .... работ; возведения перегородок, стенок и других конструкций, не предполагающих высоких нагрузок на них. Делается строительный гипс из так называемого .....камня – природного материала, исключающего какие-либо аллергические реакции на него.
2 задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Раскрыть значение профессиональных слов, обозначающих строительные операции (выполняют самостоятельно в карточках, проверка у доски по одному обучающемуся: орфограммы, знаки препинания, перевод,лексическое значение слов, обозначающих штукатурные операции
Штукатурные р..створы пр..готовляют из в..жущих и з..полнителей. В глину, извест.., ц..мент доб..вляют зап..лнители. Без д..бавки зап..лнителей в..жущие не(имеют) прочности, покрывают..ся трещ..нами.
3.Самостоятельная дифференцированная работа учащихся.
Спишите этот текст:
...... строительный - это популярный материал, используемый для проведения .... работ; возведения перегородок, стенок и других конструкций, не предполагающих высоких нагрузок на них. Делается строительный гипс из так называемого .....камня – природного материала, исключающего какие-либо аллергические реакции на него.