Цель для учащегося: проверить и оценить усвоение материала Цель, стоящая перед учителем: отследить качество усвоения и отработать и закрепить практические навыки учащихся при выполнении упражнений Практическая деятельность: индивидуальное и групповое выполнение заданий, взаимопроверка, исправление допущенных ошибок. 1. Распределительный диктант. Задание: распределить предложения в два столбика с тире и без тире, подчеркните грамматическую основу, указать, чем выражены подлежащие и сказуемые. Проверка: вместе с учителем. 1Простота есть необходимое условие прекрасного. 2. Облака как причудливые замки. 3. Глаза будто вишни. 4. Хороший вкус это прежде всего чувство меры. 5. Очень важное проявление вежливости поздороваться. 6. Старость не радость. 7. Жизнь прекрасна и удивительна. 8. Дело художника рождать радость. 2. Устно.Перестройте предложения так, чтобы м/у подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены П и С? Проверка: сразу, на ходу - выслушивание получившихся предложений. Дедушка стал моим лучшим другом. Дедушка - мой лучший друг. С детских лет путешествия были моим любимым увлечением. С детских лет путешествия - мое любимое увлечение. Поверхность озера словно прозрачное стекло. Поверхность озера - прозрачное стекло. Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь. Дубровский - мститель за поруганную семейную честь. Маяковский словно первая скрипка среди футуристов. (подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – фразеологическим оборотом). Маяковский - первая скрипка среди футуристов. Понимать поэзию было чертовски трудно. . Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием; знак ставится при наличии паузы. В этом сл. Здесь тире выступает средством выразительности. Понимать поэзию - чертовски трудно. ВЫВОД: Теперь вы научились перестраивать предложения, чтобы в них было тире м/у П и С 3. Работа в парах по карточкам. Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены П и С Я - ученик. мест+сущ, не ставим тире Глаза - как небо, голубые…сравнит союз, не ставим тире Хорошо учиться вот наша задача. нужно тире инф+ сущ Пятью пять двадцать пять. нужно тире числ+числ Герой этого спектакля – я. Прекрасный человек Иван Иванович. (инверсия, новый случай, дополните им таблицу). ВЫВОД: При написании различных работ (сочинений, эссе и т.д.) используйте предложения с тире м/у главными членами, они придадут вашим текстам большую выразительность 4.Выполните тест I вариант 1. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. 2) Устройство выставок, конкурсов – всё это проходило через её руки. 3) В серой воде качались отражения пёстро раскрашенных - зелёных, жёлтых и синих - домов на набережной. 4) Ощущение жизни как непрерывной новизны - вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. 2. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым. 1) Их раздражала жара, пыльный сад санатория, лечебные процедуры - одним словом, всё. 2) На Поганое озеро бабы ходить опасались - около него были какие-то "зеленущие трясины". 3) Солотча - извилистая, неглубокая река. 4) Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна. II вариант 1. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым. 1) Плавание всегда приводит к неизвестной цели - к лесному озеру или к лесной реке, несущей чистую воду над хрящеватым дном. 2) Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. 3) От старого времени остался только дряхлый пес - никак не хочет умирать. 4) "Здравствуйте,- писал Вася.- Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать». 2. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым. 1) И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника. 2) Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет. 3) Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями. 4) Мещёра - остаток лесного океана. Физкультминутка (гимнастика для глаз) 5.РАБОТА С ТЕКСТОМ Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек. В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. «Здравствуй, зима» - радостно говорят люди. Озаглавьте текст, определите стиль и тип текста. В чем заключается основная мысль текста? Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения .Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова –(касаются, загораются, зарослей) Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. |