Дата: 08.04.2021 г.
Школа: МКОУ ХМР «СОШ д.Согом» Класс: 4 Конспект урока по русскому языку
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 12:20 – 12:22 | - Здравствуйте, ребята! - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. - Садитесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату? - Как вы понимаете это высказывание? - Отлично, молодцы. | Приветствовать учителя. - «Язык всем знаниям и всей природе ключ» Г. Р. Державин. - Без языка человек не сможет назвать окружающие его предметы и компоненты мира, природы, общества. И лишь дав каждому из них описание, определив его свойства при помощи языка, мы сможем познать и изменить мир. | Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог. Практический: работа в тетради. | 12:22 – 12:27 | - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа». - Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы: - Б.седа, д.ректор, п.роль, пут.шествие, п.ртрет, с.крет, см.родина, та.ть, чес.но, эл.ктричество. - Не забудьте подчеркнуть орфограммы. - А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву. - Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус. - Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов? - Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить. - Скажите, что такое глагол? - Как изменяется глагол? | - Беседа, директор, пароль, путешествие, портрет, секрет, смородина, таять, честно, электричество. - Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать. - Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета. - Глаголы изменяются по временам, числам и лицам. | Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: структурирование знаний. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 12:27 – 12:29 | - Сейчас я попрошу вас определить лицо глаголов гуляю, гуляет, погуляют. - Как вы определили лицо данных глаголов? - Сейчас поиграем немного. Я называю слово, а вы – объясняете, как оно связано с глаголом. - часть - действие - вопрос - форма - время - число - предложение - спряжение - Как вы думаете, что такое спряжение? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Все верно. Какие цели мы поставим на урок? - Хорошо. | - Гуляю – 1 лицо; гуляет – 3 лицо; погуляют – 3 лицо. - Определили лицо по личным местоимениям (я, ты, он, она, оно, они), которые можно подставить к глаголам, по окончаниям. - Глагол часть речи. - Обозначает действие предмета. - Что делает? Что сделает? - Формы 1,2,3 лица. - Настоящее, будущее и прошедшее. - Единственное и множественное число. - В предложение является главным членом. - Мы не знаем. Высказывают свое мнение. - Тема нашего урока: «Спряжение глаголов в настоящем времени». - Цели: узнать, что такое спряжение, как оно изменяется. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Практический: работа с книгой. Словесный: диалог. Практический: работа в карточках. | 12:29 – 12:33 | - Можем ли мы сейчас сказать, что такое спряжение? - Где мы можем узнать определение «спряжения»? - Хорошо, молодцы! Откройте учебник на странице 81. Прочитайте про себя определение. - Сейчас кто-то один прочтет вслух. - Отлично. Сейчас закройте учебник и в паре друг другу повторите это определение. - Молодцы. - Прочитайте задание под номером 163 на странице 80. - Сейчас самостоятельно в тетради запишите предложения в тетрадь. Также два человека работают у доски. - Молодцы. Назовите, пожалуйста, какие окончания вы выделили? - Отлично. Какой вывод мы можем сделать? - Хорошо. Прочитайте правило на странице 80. Каждый про себя самостоятельно. - Молодцы. Сейчас мы рассмотрим таблицу, но нас будет интересовать только настоящее время. В парах прочитайте ее. - Сейчас разберём ее вместе. Придумайте по одному примеру к каждому числу и лицу. - Замечательно. Сейчас мы с вами немного отдохнем. - Все встаем и повторяем движения за мной. - Молодцы. Садитесь, пожалуйста. | Варианты ответов. - Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глаголов. - Прочитайте предложения. Какие местоимения пропущено в каждом? - Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют. - Я нарисую, ты нарисуешь, он нарисует, мы нарисуем, вы нарисуете, они нарисуют. - ю, ешь, ет, ем, ете, ют. - Глагол каждого лица имеет свое окончание. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с книгой. Словесный: диалог. | 12:33 – 12:43 | - Хорошо. У вас на партах лежат вот такие карточки: Единственное число | Множественное число | 1-е л. (я) | 1-е л. (мы) | 2-е л. (ты) | 2-е л. (вы) | 3-е л. (он) | 3-е л. (они) | - Вам нужно, как сказано в задании, проспрягать глаголы молчу и пойду. Записывать глаголы нужно прямо в эту карточку. - Итак, в учебнике вам дан пример: я молчу, пойду. Запишите пример в свою карточку. - 2-е лицо: ты (что делаешь?). - Какие окончания выделили? Запишите эти слова в свою карточку и выделите окончания. - 3-е лицо: он (что делает?). - Какие окончания выделили? Запишите эти слова в свою карточку и выделите окончания. - А сейчас самостоятельно проспрягайте слова во множественном числе. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Скажи, пожалуйста, что у тебя получилось. - У всех так получилось? Хорошо. - Давайте прочитаем правило, которое дано после упражнения. Прочитай нам, пожалуйста. - Какой вывод мы можем сделать? - Назовите мне окончания 1 лица единственного и множественного числа. - 2 лица единственного и множественного числа. - 3 лица единственного и множественного числа. - Хорошо, молодцы! | - Молчишь, пойдёшь. - ишь, ешь. - Молчит, пойдёт. - ит, ёт. - Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола. - Мы можем сделать вывод, что лицо и число можно определить по местоимению и окончанию. - Ед. число – у, мн. число – им, ем. - Ед. число – ишь, ёшь, мн. число – ите, ёте. - Ед. число – ит, ёт, мн число – ат, ут. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя. Практический: работа с карточками. | 12:43 – 12:49 | - У вас на столе карточка. В ней два задания: восстановить определение понятия «спряжение», а второе – это проспрягать глаголы. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку. - Кому не понятно задание? 1 задание: Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. 2 задание: Проспрягайте глаголы: лежу, сплю по числам и лицам. Единственное число | Множественное число | 1-е лицо – лежу, сплю | 1-е лицо – лежим, спим | 2-ое лицо – лежишь, спишь | 2-ое лицо – лежите, спите | 3-е лицо – лежит, спит | 3-е лицо – лежат, спят | - Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы. - Начнем с первого задания. Кто зачитает полное определение. - Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-». - Проверим второе задание. По порядку будет зачитывать и ставить плюсы или минусы. - Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту. | Слушают задание. 1 задание: Спряжение – это изменение _______ по _______ и числам в форме ________ и будущего времени. 2 задание: Проспрягайте глаголы: лежу, сплю по числам и лицам. - Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. Практический: работа с книгой. Словесный: беседа. | 12:49 – 12:58 | - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. 1. Глаголы: 1) склоняются 2) спрягаются 2. У глаголов при спряжении изменяется 1) окончание 2) основа 3. Лицо глагола определяй: 1) по местоимению 2) окончанию 3) по предлогу 4. Что называется спряжением? 1) изменение глагола по падежам 2) изменение глагола по лицам и числам 3) изменение глагола по родам и числам 5. Лицо и число можно определить у глаголов: 1) настоящего времени 2) будущего времени 3) прошедшего времени - Отлично. | Выполняют тест. - Глаголы спрягаются. - У глаголов при спряжении изменяется окончание. - Лицо глагола определяют по по окончанию. - Спряжение - изменение глагола по лицам и числам. - Лицо и число можно определить у глаголов будущего и настоящего времен. | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 12:58 – 13:00 | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Проспрягайте глаголы: говорить, плавать и учить по числам и лицам. | - Тема нашего урока: «Спряжение глаголов в настоящем времени». - Цели: узнать, что такое спряжение, как оно изменяется. - Все цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |