образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Употребление фразеологизмов»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Фразеологизмы»
УМК
«Школа России»
Предмет
Русский язык
Класс
4
Тема урока
Употребление фразеологизмов
Тип урока
Урок применения знаний, умений и навыков
Цель урока:
актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах
Задачи урока:
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые достижения
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;
- работать с фразеологическим словарем;
- оценивать уместность употребления фразеологизмов в тексте;
- составлять предложение по рисунку и фразеологизму.
Познавательные:
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
Коммуникативные:
-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе в паре, договариваться друг с другом
Регулятивные:
высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности
-Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
- владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
Оборудование
учебник «Русский язык 4 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
проектор, компьютер.
Технологии
Проблемное обучение, здоровьесберегающиетехнологии, информационно-коммуникационные технологии
Беседа, фронтальный опрос, использование наглядных пособий, письменные упражнения
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
Формируемые способы деятельности
учащегося
1. Мотивация к учебной деятельности
(1 мин)
Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
В начале урока я хочу вам сказать: зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!
Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)
Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи
2.Актуализация и фиксация затруднений в деятельности
- Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?
Мы очень устойчивы (Слайд 2)
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
-Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.
- Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?
Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.
- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?
-А вы знаете ,что значит «собаку съел(а)»? (Слайд 3)
-Верно, ребята, выражение «собаку съел» , значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком - либо деле.
-Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов? Слайд 6
Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы
Выражение «собаку съела»
Объясняют смысл выражения
Высказывают свои предположения
Фразеологизмы
Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
3. Постановка учебной задачи
Итак, тема нашего урока....
Какие мы поставим задачи?
Запись на слайде: (Cлайд5)
Я вспомню…
Я узнаю…
Я научусь,,,
-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать?
Зарубите себе на носу – запоминать;
Работать засучив рукава- стараться;
Не падать духом- не унывать;
Возьмите себя в руки- работать старательно, внимательно
Определяют тему урока «Фразеологизмы»
Ставят цель урока:
Я вспомню «что такое фразеологизмы»
Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.
Я научусь:
отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
распознавать в тексте фразеологизмы;
объяснять их лексическое значение;
находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;
использовать в речи фразеологизмы.
Объясняют значение фразеологизмов
Принимать и сохранять учебную цель и задачу
4. Построение проекта выхода из затруднения
(Слайд 8) -Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.
Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь.(Оченьдружны, неразлучны, всегдавместе). Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
- Итак, какой мы сделаемвывод. Что такое фразеологизм? (Слайд 7)
.
Делают вывод: можно попасть впросак, не зная смысла фразеологизмов
Фразеологизм- это устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем ввиду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме
Наблюдение над фразеологизмами.
Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете. (Слайды 8-11)
1) Любим всем классом
Мы нашего Пашку:
Парень простой он,
Душа нараспашку.
-Где по вашему мнению фразеологизм?
2)Свои инструменты достал Игорёк:
Тиски и рубанок, пилу, молоток.
Что хочешь, починит он и смастерит.
В умелых руках вся работа горит.
3)Иришка бабуле
Стирать помогает,
Картина приятная,
Глаз отдыхает.
4)Делать нечего Илюше –
Целый день он бьёт баклуши.
Не рисует, не читает,
Просто время убивает.
- А что значит баклуши?
Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось несложной работой, не требующей умения и сноровки, и её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно её поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении – «праздно проводить время».
- Вам легко было объяснить фразеологизм?? Если Вы в чём-то сомневаетесь, куда можно обратиться?
-Конечно в словаре. Он называется «фразеологический словарь»
Слайд 12-13
-Давайте сделаем вывод, что вы еще узнали о фразеологизмах?
-Найдите и запишите в рабочий лист значение фразеологизма во фразеологическом словаре учебника с. 157
1 вариант «садиться не в свои сани»,
2 вариант –«ждать у моря погоды» (Слайд 14)
Подбирают к каждому слову фразеологизм
Оценивают свою работу
«Душа нараспашку» — слишком откровенный,
прямодушный, простой по характеру человек.
«Всё в руках горит» - у человека работа спорится, всё получается легко и красив
«Глаз отдыхает »– радость от наблюдаемого зрелища.
«Убивать время» – тратить время попусту.
Значение фразеологизма можно узнать во фразеологическом словаре.
«Бить баклуши» – бездельничать.
Находят значение фразеологизмов во фразеологическом словаре учебника
«садиться не в свои сани»- браться не за свое дело
–«ждать у моря погоды» - ожидать чего-либо, бездействовать
Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою
точку зрения.
Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Физминутка
-А сейчас отдохнём.
Игра « Покажи у себя» (Слайд 16)
-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
Игра « Покажи у себя»
Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
• Его вешают в унынии. (нос)
• Не цветы, а вянут. (уши)
• Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. (язык)
• Их можно сделать большими от удивления. (глаза)
• Его задирают, зазнаваясь. (нос)
• Не бельё, а их развешивают. (уши)
• Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
• Они могут разбегаться в разные стороны. (глаза)
• Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. (уши)
• Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)
• Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить. (язык)
• В них пускают пыль, если хотят обмануть. (глаза)
Выполняют движения, угадывая лексическое значение фразеологизма
5. Первичное закрепление
-Продолжаем работу над фразеологизмами
Фронтальная работа (Слайд 17)
Подбери к каждому слову фразеологизм
Неожиданно
Держать язык за зубами
Тесно
Намять бока
Темно
Как снег на голову
Молчать
Хоть в глаз коли
Обманывать
Яблоку негде упасть
Бить
Обводить вокруг пальца
2) Узнай фразеологизмы по рисунку. (Слайд 18-23)
1. 2.
3. 4.
5.
Проверим ваши ответы.Если все верно, нарисуем О, если допущена ошибка, нарисуем
Задание 1. «Угадай животное» (Работа в парах)(Слайд22)
Предлагаю поработать в парах. На партах лежат карточки, вместо точек необходимо угадать названия животных и записать в тетради через запятую
Голоден как …..(волк)
Хитер как ….(лиса).
Труслив как… (заяц)
Грязный как …(свинья).
Здоров как …(бык).
Надут как … (индюк)
Нем как… (рыба).
Упрям как… (осел.)
Болтлив как… (сорока)
Колючий как … (ёж)
Верный как … (пес)
Неповоротлив как … (медведь)
Проверим ваши ответы.
Соотносят значение и фразеологизм, оценивают свою работу
По рисунку вспоминают фразеологимы:
«тянуть кота за хвост»
«как курица лапой»
«развесить уши»
«как кошка с собакой»
«зарубить на носу»
Участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; аргументировать ссобственное мнение
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7. Рефлексия деятельности (итог)
Работа в парах (Слайд 24-25)
- Замените выделенные фразеологизмы одним словом
Я проснулся ни свет ни заря. На душе
кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго
бил баклуши,тянул кота за хвост. Вернулся
ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.
Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии.
.
Слова для справок:
неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, делал еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.
. Проверьте работу своей группы по тексту на слайде, исправьте ошибки. Зачитайте получившийся текст. Сравните изначальный текст и получившийся. Что вы заметили.
Зачем же нужны фразеологизмы в речи?
Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.(Слайд 25)
-Ребята, а вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания.
Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке (Слайд 26)
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
Что же это?
Конечно же, фразеологизмы!
-Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните, пользуясь словами :
- Я узнал…
-Было интересно…
-Я выполнял… и т.д (Слайд 27)
Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили урок.
-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизм ы,я буду читать фразеологизмы, если данный фразеологизм относится к вам, то встаньте: (Слайд 28)
Работал засучив рукава-
Работал в поте лица –
Поломал голову-
Знаю как дважды два –
Бил баклуши—
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.
Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера!
Домашнее задание:
С.50 упр.75 (Слайд29)
Запишите фразеологизмы, которые чаще всего употребляются у вас дома
Нарисуйте рисунок к любому фразеологизму
Работают в парах с текстом, заменяя выделенные фразеологизмы одним словом.
Проверяют по эталону (Слайд). Оценивают свою работу
Делают вывод, что фразеологизмы делают нашу речь выразительней.
Дают ответ «фразеологизмы».
Дети отвечают, что вспомнили, что такое «фразеологизмы», какую роль они играют в речи, как узнать их значения.
Оценивают свою деятельность на уроке, употребляя фразеологизмы.
Записаны фразеологизмы на полосках бумаги
Обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе
в паре. Учитывать мнение соседа.
Осуществлять контроль по результату
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Самоанализ урока русского языка в 4 классе
Учитель: Денисенко Т.В.
Тема: Фразеологизмы
Класс: 4
В 4 классе 4 ученика, из них высокий уровень обученности у 50 % учащихся, средний уровень обученности у 50 % учеников, В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы навыки самостоятельной работы, работы в парах.
Урок по теме «Фразеологизмы» является четвертым в разделе «Слово и его лексическое значение» по программе УМК «Школа России». На данную тему отведен 1 час. Тема не является новой, так как первоначальное понятие об устойчивых выражениях ребята получили в 3-м классе. Но для учащихся 4-го класса является сложной, так как это связано с наличием у них малого жизненного опыта.
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников. Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности. В основе урока лежали программные требования по предмету в 4 классе.
Цель урока: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах
Задачи:
образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
На уроке использовала технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающиетехнологии, информационно-коммуникационные технологии
Методы обучения:
словесный
наглядный
практический
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
1.Мотивация к учебной деятельности. Целью данного этапасталосоздание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность,эмоционального настроя.
2.Актуализация и фиксация затруднений в деятельности. На данном этапе проведена минутка чистописания, словарная работа, которая подвела к изучению новой темы. Была создана проблемная ситуация – детям была загадана загадка об устойчивых оборотах и приведена ситуация, в которой незнание фразеологического оборота приводит к комической ситуации. На вопрос учителя «как называются такие выражения?» только одна ученица смогла дать ответ.
3. Постановка учебной задачи
Учащиеся осмыслили возникшую трудность и определили учебную задачу (самоопределение учащихся на основе предугадывания того, что они должны делать на уроке). Учащиеся попробовали объяснить смысл устойчивых оборотов, которыми н напутствовал их учитель в начале урока. На данном этапе формировалось умение сформулировать тему, цель урока,
4. Построение проекта выхода из затруднения
На этом этапе былисозданы условия для открытия тайн фразеологизмов, дети работают с учебником, находят новое знание. Во фронтальной работе наблюдают над фразеологизмами, пытаются объяснить их значение, приходят к новой проблеме (не могут объяснить смысл фразеологизма), делают вывод, что значение фразеологизма можно узнать во фразеологическом словаре. В ходе самостоятельной работы со словарем находят значения фразеологизмов. На данном этапе формировались умение анализировать, находить общее и различия, делать выводы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работать с информацией.
5. Первичное закрепление
В ходе фронтальной работы учащиеся тренируются в определении лексического значения фразеологизмов. У некоторых ребят работа вызывала затруднения (недостаточность кругозора). Обязательны были на этапе комментирование ответов учащихся, оценка и самооценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На этом этапе организована работа в парах с текстом по карточкам. Учащиеся заменяют фразеологизм одним словом. Проводят самооценку по эталону и приходят к выводу, что фразеологизмы делаю речь выразительней. Все учащиеся неплохо справились с заданием.
7. Включение в систему знаний Целью данного этапа было: умение применять фразеологизмы в своей речи. Большинство учащихся хорошо справились с заданием.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данной теме. Попробовали включить при оценке фразеологизмы в свою речь. Некоторым учащимся это не составило труда, но есть ребята, которые испытывают затруднения при оформлении своих мыслей в устной речи.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны, внимательны и работоспособны.Каждому ученику на уроке было комфортно, каждый был по - своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.
Выбранная форма организации учебной деятельности показала себя эффективной, т.к. темп позволил выполнить большой объём заданий.
Думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.