Урок развития речи – форма обучения. Тема урока: ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ( часть С1 ЕГЭ)
Урок развития речи – форма обучения. Тема урока: ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ( часть С1 ЕГЭ)
Урок позволит учителю подготовить одиннадцатиклассников к написанию сочинения части С. Больше того урок имеет большое воспитательное значение, затрагивая вопрос взаимоотношений двух поколений и проблему уважения к пожилым людям. Образ Катерины Петровны из рассказа " Телеграмма" К.Г. Паустовского возвратит учеников к урокам литературы и ещё раз напомнит о том, как трудно порой бывает стареньким родителям жить в одиночестве. Раскрывая данную проблему, учащиеся достаточно полно смогут быть подготовлены в этом направлении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи – форма обучения. Тема урока: ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ( часть С1 ЕГЭ) »
Урок развития речи – форма обучения.
Тема урока: ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ( часть С1 ЕГЭ)
ЦЕЛИ УРОКА:
• Образовательная: овладевать умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах.
• Развивающая: развивать образное, логическое мышление и речь, чувство языка, языковой памяти, речевого слуха.
• Воспитательная: развивать систему ценностных отношений к родному языку; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
ХОД УРОКА:
Мотивационный момент
Мобилизую внимание учащихся, обращаю внимание на готовность к уроку.
Объявляю и записываю тему.
Вступительное слово учителя:
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. « О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит её. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. « Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!
Тогда падишах сказал: « Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»
- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?
( Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении цели).
3.РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ ЗАДАННОГО ТЕКСТА:
( На доске вывешен плакат с таблицей)
Ребята, перед вами названия тем и проблем. При помощи маркера вы должны стрелками показать, какая тема соответствует данным проблемам).
Значит, вы совершенно правильно определили, что у каждой темы есть хотя бы одна проблема.
Чтение текста учителем (на партах тот же текст).
Катерина Петровна молчала, сидя на диване — сгорбленная, маленькая, — и всё перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Тихон долго сморкался, топтался у порога.
— Ну что ж, — говорил он, не дождавшись ответа. — Я, пожалуй, пойду, Катерина Петровна.
— Иди, Тиша, — шептала Катерина Петровна. — Иди, бог с тобой!
Он выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.
Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.
Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.
Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.
Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.
Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.
Как-то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.
Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп , впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.
Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:
— Кто стучит?
Но за забором никто не ответил.
— Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад.
Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Этот текст принадлежит перу известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. ( Несколько слов о нем)
4.Выступление заранее подготовленного ученика.
-Ваша задача определить проблему текста, как это правильно сделать, вам подскажет справочник, размещенный на доске. Кроме того на партах у вас есть алгоритм подготовки и раскрытия любой проблемы и написания сочинения на заданную тему.
Дайте ответ в 2-3 предложениях на вопрос: « Как вы представляете свою старость?»
Слушание стихотворения « Руки матери» и « Посвящение Матери»
Дорогие мои ребята! Мне бы хотелось закончить наш урок на оптимистической ноте. Я верю, что ваши сердца восприняли всё, о чём говорилось на уроке правильно и по-доброму, мне хочется верить в то, что вы не повторите ошибки героини рассказа Паустовского.