Урок с применением ИКТ
УМК «Гармония» 3 класс
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам русского языка»
Ковалева И.А.
Тема урока: Урок-игра «Что? Где? Когда?» («Что мы знаем о глаголе?»)
Вид урока: урок-обобщение.
Цель: создание условий для обобщения знаний обучающихся о глаголе
Предметные задачи:
как части речи, его значении, грамматических признаках
(время, число, лицо или род);
Общеучебные задачи:
развивать логическое, творческое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, словарный запас, речь, познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать.
воспитывать самостоятельность мышления, любовь к русскому языку, умение помогать товарищу;
совершенствовать умения ориентироваться в заданиях, осуществлять самоконтроль;
создавать атмосферу психологического комфорта.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор, презентация, карточки с дифференцированными заданиями по группам, «чёрный ящик», шоколад, смайлики.
1.Орг. момент. Создание мотивации на учебную деятельность.
( звучит музыка) слайд 1
- Каждый из вас видел передачу «Что? Где? Когда?»
- Как называют участников этой игры?
- А кто такие знатоки?
- Сегодня вы выступите в роли знатоков, как одна большая дружная команда.
2.Совместное целеполагание. Словарная работа.
- Тему нашей игры вы попробуете сформулировать сами, когда ответите на вопрос нашего первого гостя.
Итак, крутим рулетку. (музыка) слайд 2
1 сектор
– Вопрос адресован всем знатокам. слайд 3
С вами играет Сова
Я - очень мудрая Сова:
Все буквы знаю я.
Писать посланья и слова
Зовут меня друзья.
Помочь им рада я всегда:
Старательно пишу.
Ну а погрешности письма
Не замечать прошу.
- Уважаемые знатоки, вставьте пропущенные буквы в слова и найдите лишнее слово. слайд 4
Б...бл….тека, к...никулы, п…ш…л, п...р...фель, ...льбом, мат...мат...ка, к...р...ндаш. (комментированное письмо)
- Найдите лишнее слово. Докажите почему.
- Какой частью речи является? (глагол)
- Это новая для нас часть речи?
- Действительно, мы с ней знакомы.
- Давайте вместе сформулируем тему урока, как мы это всегда делаем, с помощью вопросительного предложения.
- Замечательно, тема урока «Что мы знаем о глаголе? слайд 5
3. Актуализация знаний. Создание эмоционального настроя.
Крутим рулетку (музыка) слайд 6
2 сектор
– Со знатоками играют несколько гостей, поэтому на эти вопросы будете отвечать, работая по командам.
1 герой – ест мед, сочиняет стихи, по утрам ходит в гости. (Вини-Пух).
слайд 7
Задание. Распределите глаголы на группы, но не по смыслу, а с точки зрения грамматики.
Поют, пробегал, зацветут,зелене…т, пригреют,ра…кинула
-По какому признаку распределили глаголы? (время)
-Сколько времен у глагола?
- Как определить время глагола?
- Почему пропущены орфограммы? (выбор букв)
2 герой – живет на крыше, ест варенье, любит торт и пончики. (Карлсон)
слайд 8
Задание. «Вспомните сказки!»
Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы. Определите род.
Старик __________ неводом рыбу, старуха __________ свою пряжу.
Волк ____________ целую ночь в проруби, хвост у него и ___________. Лебеди ________ мимо.
- Назовите глаголы, у которых род определить не смогли.
3 герой - дружит с кукольными артистами, поет с черепахой, ищет ключик
(Буратино)
слайд 9
Задание. Образуйте от данных существительных глаголы начальной формы.
Свист- грусть-
Цвет - крик –
- Как по другому называется эта форма глагола? Почему? Что общего у глаголов неопределенной формы? (-ть, -ти или -чь)
4 герой – лечит зверей, мчится на помощь обезьянкам, подружился с Бармалеем. (Айболит)
слайд 10
Задание. Решите орфографическую задачу: обозначь [ца] на конце слов.
Назови произведение и автора. ( учебник стр. 17, упр.385)
Приходи к нему л…чи[ца]
И корова, и волчи[ца]…
А птица над ними кружи[ца],
А птица на землю сади[ца].
- В каких случаях пишеться –тся или –ться?
5 герой – любит трудиться, мечтает попасть на бал, выполняет приказы мачехи (Золушка)
слайд 11
Задание. Найдите лишнее слово. Докажите почему?
Бегает, полетит, ходьба, плавал.
- Разберите глаголы по составу слова (кроме лишнего)
(Раздать карточки с заданиями с доски). Выполнение 5 минут.
Крутим рулетку. (музыка) слайд 12
4. Физминутка
3 сектор- музыкальная пауза слайд 13
5.Работа в группах. слайды 14 -18
Выступление представителей от каждой команды. Запись в тетрадях.
Крутим рулетку.(музыка) слайд 19
6. Итог урока.
4 сектор слайд 20
-Уважаемые знатоки, с вами играет учитель начальных классов Калмыкова Е.В.
- В течение 3 мин. ответьте на вопросы теста.
ТЕСТ слайды 21-23
1. Что обозначает глагол?
А. признак
Б. действие
В. предмет
2. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
А. что делаю? что делаем?
Б. что делать? что сделать?
В. что сделаю? что сделаем?
3. Выбери верное утверждение.
А. у глаголов прошедшего времени нет суффикса – л
Б. у глаголов прошедшего времени есть суффикс – л
4. Укажи глаголы множественного числа.
А. ходят Г. играете
Б. провожают Д. слушаешь
В. стою Е. проплыл
5. В каком времени глаголы не изменяются по лицам?
А. В настоящем времени
Б. В прошедшем времени
В. В будущем времени
6. Какой грамматический признак можно определить у каждого глагола (кроме глаголов в начальной форме) ?
А.падеж
Б. время
В. род
Взаимопроверка (по слайду), выставление оценок:
Кто выполнил работу без ошибок и исправлений – «5»,
одна ошибка – «4»,
две ошибки – «3».
Оцените работу своего соседа, поставьте оценку в квадратике справа внизу.
7. Рефлексия
Крутим рулетку (музыка) слайд 24
5 сектор.
– С вами играет директор школы Косикова О.А. слайд 25
- Внимание: Черный ящик (музыка)
- Уважаемые знатоки с помощью одних глаголов попробуйте угадать, что находится в черном ящике?
Этот предмет можно разворачивать, нюхать, есть, растапливать, им можно) шуршать, украшать, пачкаться, посыпать.
- В благодрность за хорошую работу возьмите шоколадку
- А чтобы оценит свою работу на уроке – Смайлик слайд 26
- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись.
- Покажите свои карточки. Молодцы!
8. Домашнее задание.
Сочинение-повествование по опорным глаголам: наступила, моросит (работа в группах с толковым словарем, найти слово в начальной форме- моросить), распустятся, бегать и веселиться