kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Корень слова. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Корень слова.Однокоренные слова". На уроке уточняются представления о понятиях "однокоренные слова", "корень слова".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Корень слова. Однокоренные слова"»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Задачи:

- уточнить представления о понятиях “однокоренные слова”, “корень”;

- развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

- развивать речь, орфографическую зоркость.

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

2.Проверка домашнего задания

С.86. упр.129. Читаем , объясняем слово лесными, читаем отгадку.

3.Чистописание

Откройте тетради. Запишем число, классная работа.

- Какая орфограмма в слове классная работа? (Ученики выделяют орфограммы).

4. Словарная работа

Угадайте слово по значению и запишите его.

  • Садовое дерево, приносящее плоды (Яблоня)

  • Животное, которое охраняет дом (Собака)

  • Хозяйственная утварь для еды , питья , хранения припасов. (Посуда)

  • Произведение живописи, выполненное в красках на ткани или бумаге (Картина)

  • Проход, соединяющий отдельные части квартиры или здания. (Коридор)

  • Травянистое растение с обжигающими волосками на стебле и листьях. (Крапива)

  • Изделие из прутьев, в котором переносят что- либо. (Корзина)

  • Род обуви с высоким голенищем. (Сапоги)

Взаимопроверка (на доску слова)

Сегодня мы с вами выучим новое словарное слово рябина. Попробуйте объяснить, что это такое?

( Дерево с оранжево-красными ягодами, собранными в пучок.)

Запишите слово рябина. Подчеркните букву, которую нужно запомнить. Подберите 2 однокоренных слова. (рябинка, рябиновый) Придумайте предложение со словом рябина. В школьном дворе растёт рябина. (Лучшее предложение записываем на доске)

5. Орфографическая разминка (Карточки. Один удоски )

Вставьте буквы. Подчеркните слова с одинаковым корнем.

На гОре гОгочУт гуси,

Под гОрой огонь горит.

Являются ли эти слова однокоренными?

Физминутка




6. Изучение новой темы

А теперь послушайте рассказ и ответите на вопрос: «О какой частичке я вела речь?»

Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит Например, облака состоят из капелек воды, наш класс – из учеников, предложения из слов. А слова тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свой смысл. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь?

(О корне)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Корень слова. Однокоренные слова.)

- Это новая тема для нас?

Попробуйте сформулировать задачи урока, чем мы будем заниматься?

( Определять корень в словах, подбирать родственные слова, находить родственные слова в предложении и тексте.)


Так как тема не новая, вспомним что же такое корень и какие слова называются однокоренными? (Антон и Яна устно)

Карточки (Паша , Катя, Ангелина) Яна- Антон друг другу. Потом вслух проверим карточки.

Родственными или _____________________ называются слова , которые сходны _____________________________ и имеют ________________ часть.

_____________________ общая часть родственных (однокоренных) слов.


Работа с учебником

У

Упр. 50 – тетрадь Катя, Паша,Ангелина

пр 136 Списать. Вставить пропущенные буквы. Найти однокоренные слова, выделить корень.


Работа в парах 1 отдельно

- Ребята, я предлагаю сейчас вам поработать в парах.

-Задание, которое вы будите выполнять, называется «Восстанови текст».

- Вам на партах дано стихотворение, но некоторые слова потерялись. Ваша задача подобрать  из слов для справок, подходящие по смыслу слова и придумать заголовок.(Устно)

Жил – был серый….

И его…

Серый … был очень тих

И …тоже.

И ребёнок был у них

Очень тихий… .

Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик.

- Итак, какое стихотворение у нас получилось?

- Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению?( «Семейка», «Мама, папа и сынок»)

- В чем особенность вставленных слов? Чем они похожи?

 Ученик выразительно читает текст, а остальные пары проверяют.



Физминутка



Самостоятельная работа.

Работа с карточками (соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку)


(3-4) Прочитайте. Спишите предложения. Подчеркнуть однокоренные слова.

1.Под осиной растут подосиновики.

2.В лесу работает лесник.

3.Муравьи живут в муравейнике.


( 5-6) Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, городок.


( 7-8) Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.

Л…ска, л…сонька, л…са! 
Ты в каких живёшь л…сах? 
Л…сий хвост замёл следы. 
Где л…сичка? Видел ты?


( 9-10) Образуйте от данных слов однокоренные, которые отвечают на вопрос что делать?

Образец: корм – кормить.

Воз, ход, скрип, шаг, сад, крик, пляска, стон, свист, смотр.


 Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.

  1. Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).

  2. Рыбная ловля. (Рыбалка).

  3. Ловить рыбу. (Рыбачить).

  4. Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).

(На доске появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, Дети проверяют.

Игра «Да. Нет» устно

1. Общая часть родственных слов называется корнем? (да)

2. Слова зима - зимушка- однокоренные? (да)

3. Слова брат и сестра –однокоренные? (нет)

4. Слова школа и школе однокоренные? (нет). Ребята, это изменение формы слова, а не однокоренные слова.

5. Слова быстрый – скорый однокоренные? (нет)



Информация о домашнем задании

- В домашнем упр.144 вам нужно будет подобрать однокоренные слова , записать их, выделить в них корень, подчеркнуть чередующиеся гласные.



Подведение итогов урока

- О какой части слова мы говорили сегодня на уроке?

- Что такое корень?

- Какие слова называются родственными или однокоренными?

Рефлексия

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами, дети подходят и крепят смайлик у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).


1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок "Корень слова. Однокоренные слова"

Автор: Кавальчук Татьяна Геннадиевна

Дата: 15.04.2025

Номер свидетельства: 668471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова."
    ["seo_title"] => string(40) "tiemaurokakorienslovaodnokoriennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "295647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455859318"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(45) "tiema_uroka_korien_slova_odnokoriennyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "376332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483820868"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок на тему "Корень слова.Однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "167199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423059546"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-po-russkomu-iazyku-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "169481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423413032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства