Просмотр содержимого документа
«Урок "Корень слова. Однокоренные слова"»
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Задачи:
- уточнить представления о понятиях “однокоренные слова”, “корень”;
- развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
- развивать речь, орфографическую зоркость.
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
2.Проверка домашнего задания
С.86. упр.129. Читаем , объясняем слово лесными, читаем отгадку.
3.Чистописание
Откройте тетради. Запишем число, классная работа.
- Какая орфограмма в слове классная работа? (Ученики выделяют орфограммы).
4. Словарная работа
Угадайте слово по значению и запишите его.
Садовое дерево, приносящее плоды (Яблоня)
Животное, которое охраняет дом (Собака)
Хозяйственная утварь для еды , питья , хранения припасов. (Посуда)
Произведение живописи, выполненное в красках на ткани или бумаге (Картина)
Проход, соединяющий отдельные части квартиры или здания. (Коридор)
Травянистое растение с обжигающими волосками на стебле и листьях. (Крапива)
Изделие из прутьев, в котором переносят что- либо. (Корзина)
Род обуви с высоким голенищем. (Сапоги)
Взаимопроверка (на доску слова)
Сегодня мы с вами выучим новое словарное слово рябина. Попробуйте объяснить, что это такое?
(Дерево с оранжево-красными ягодами, собранными в пучок.)
Запишите слово рябина. Подчеркните букву, которую нужно запомнить. Подберите 2 однокоренных слова. (рябинка, рябиновый) Придумайте предложение со словом рябина. В школьном дворе растёт рябина. (Лучшее предложение записываем на доске)
5. Орфографическая разминка (Карточки. Один удоски )
Вставьте буквы. Подчеркните слова с одинаковым корнем.
На гОре гОгочУт гуси,
Под гОрой огонь горит.
Являются ли эти слова однокоренными?
Физминутка
6. Изучение новой темы
А теперь послушайте рассказ и ответите на вопрос: «О какой частичке я вела речь?»
Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит Например, облака состоят из капелек воды, наш класс – из учеников, предложения из слов. А слова тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свой смысл. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь?
(О корне)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Корень слова. Однокоренные слова.)
- Это новая тема для нас?
Попробуйте сформулировать задачи урока, чем мы будем заниматься?
( Определять корень в словах, подбирать родственные слова, находить родственные слова в предложении и тексте.)
Так как тема не новая, вспомним что же такое корень и какие слова называются однокоренными? (Антон и Яна устно)
Карточки (Паша , Катя, Ангелина) Яна- Антон друг другу. Потом вслух проверим карточки.
Родственными или _____________________ называются слова , которые сходны _____________________________ и имеют ________________ часть.
_____________________ общая часть родственных (однокоренных) слов.
- Ребята, я предлагаю сейчас вам поработать в парах.
-Задание, которое вы будите выполнять, называется «Восстанови текст».
- Вам на партах дано стихотворение, но некоторые слова потерялись. Ваша задача подобрать из слов для справок, подходящие по смыслу слова и придумать заголовок.(Устно)
Жил – был серый….
И его…
Серый … был очень тих
И …тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий… .
Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик.
- Итак, какое стихотворение у нас получилось?
- Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению?( «Семейка», «Мама, папа и сынок»)
- В чем особенность вставленных слов? Чем они похожи?
Ученик выразительно читает текст, а остальные пары проверяют.
Физминутка
Самостоятельная работа.
Работа с карточками (соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку)