Открытый урок по русскому языку на тему "Местоимение" с использованием современных образовательных технологий. Использованы также современные сервисы для мгновенной проверки знаний учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Местоимение"»
Тема: Местоимение. Обобщение.
Цели:
образовательные - обобщение и систематизирование знаний по теме «Местоимение»; расширение кругозора учащихся;
развивающие - активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности;
воспитательные - воспитание интереса к предмету, любви к родному языку.
Планируемые результаты:
личностные - интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки;
метапредметные – умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
предметные – знание грамматических признаков местоимения; распознают в тексте местоимение.
Тип урока: урок обобщения.
Основные понятия: местоимение, разряд
Оборудование: рабочие листы, компьютер, проектор и экран
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Психологический настрой
2 - 3 мин
Ученики входят в класс. Здравствуйте. Займите, пожалуйста, свои рабочие места!
Учитель предлагает у входа взять одну любую карточку и согласно выбранному цвету карточки занять свое рабочее за одним из столов.
Должно получится 5 групп по 5-6 человек.
Выбирают карточку и садятся за парты
Актуализация знаний
2 мин
Учитель включает запись: (20 сек.)
Я, ты, он, она, Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья В слове “мы” – сто тысяч “я”! Большеглазых, озорных, чёрных, белых и льняных, Грустных и весёлых, в городах и сёлах.
Учитель задает вопросы:
- О чем эта песня? (О дружбе людей, страны, мира)
- С каких частей речи начинается песня? (с местоимений)
- Какой разряд у этих местоимений? (личные местоимения)
-Как вы думаете, почему урок начинается именно этой песней? (сегодня мы будем говорить о местоимении)
Отвечают на вопросы:
- О чем эта песня? (О дружбе людей, страны, мира)
- С каких частей речи начинается песня? (с местоимений)
- Какой разряд у этих местоимений? (личные местоимения)
-Как вы думаете, почему урок начинается именно этой песней? (сегодня мы будем говорить о местоимении)
Формулировка темы и целей урока
2-3 мин
- Сформулируем тему урока:
Мы изучили весь материал о теме «Местоимение», какая тема урока будет сегодня?
Какие цели мы поставим для себя на уроке?
-Какое настроение чувствуется в песне? Как сегодня мы будем на уроке?
Формулируют тему урока: Обобщение изученного по теме: «Местоимение как часть речи».
Формулируют цели урока:
Повторить и обобщить полученные знания по теме: «Местоимение как часть речи».
Работать в команде.
Подготовиться к проверочной работе.
Настроение веселое, оптимистичное…Дружно, вместе, в коллективе, в группах.
Мотивация. Сообщение правил урока. Критериев оценивания.
3 мин
У каждого из вас на столе лежит рабочий лист с заданиями, которые мы должны выполнить.
Сначала ознакомьтесь с правилами работы в команде и распределите свои обязанности.
Ученики самостоятельно знакомятся с правилами.
1. Каждый может высказать свою версию решения; 2. Один говорит, а остальные слушают; 3. Каждая версия обсуждается в команде; 4. В команде согласуется общее решение;
Распределите свои обязанности в группе:
Модератор;
Художник-оформитель;
Хранитель времени;
Спикер
Также ознакомьтесь с критериями оценивания:
Принимал активное участие в работе команды, дал 3 правильных ответа на вопрос – «5»;
Принимал активное участие в работе команды, дал 2 правильных ответа на вопрос – «4»;
Принимал активное участие в работе команды, дал 1 правильный ответ на вопрос– «3»;
Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».
Слушают, анализируют полученную информацию..
Получают листы оценивания.
Изучают листы оценивания, задают вопросы.
Слушают правила. Определяют свою роль в команде. Задают вопросы.
Практическая деятельность
10 мин.
1. Учитель дает задание: заполнить кластер по теме «Местоимение» . У каждой группы разные задания. Работа с учебником.
1. Дать общую характеристику местоимению как части речи.
2. Разряды местоимений
3. Неопределенные местоимения
4. Притяжательные местоимения
5. Определительные местоимения.
Презентация каждого кластера у доски.
2. Работа с текстом.
У каждой группы на столе лежат тексты художественных произведений.
Задание: ознакомиться с текстом (прочитать), выписать в рабочий лист все местоимения, определить разряд каждого местоимения. Сначала работаем самостоятельно, затем обсуждение, потом один из участников отвечает.
Работа в группах. Заполнение кластера с использованием теоретического материала. Презентация кластера у доски.
Работают с текстами, выписывают все местоимения, определяют разряд, выбирают отвечающего в своей группе.
Физкульт-минутка
2 мин
Игра. Ответ местоимение.
1. Кто сегодня опоздал? (Никто)
2. Какое задание тебя затруднило? (Никакое)
3. Чей ответ был плохим? ( Ничей)
4.Что исправить, если нет ошибок? ( Нечего)
5. Кого винить, если сам виноват? (Некого)
6. Чем хвалиться, если из рук всё валится? (Нечем)
Какие местоимения вы употребляли в своих ответах? (Отрицательные)
Какая орфограмма в этих местоимениях? (приставки не и ни)
Отчего зависит написание? (от ударения)
Шутке минутка. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и скромным
одновременно? (Я)
Отвечают на вопросы С ПОМОЩЬЮ ЗЕЛЕНЫХ КАРТОЧЕК Правильные ответы вывешивают на доске.
Вспоминают отрицательные местоимения. Правописание приставок не и ни в этих местоимениях.
Выполнение тестового задания с использование Пликерс.
4-5 мин.
Работа с Пликерс.
Учитель предлагает выполнить тестовое задание при помощи сервиса «Пликерс»
Результаты своих ответов вы узнаете на следующем уроке. Или результаты на доске (если нет Интернета)
Ребята отвечают на вопросы теста с помощью специальных карточек.
Рефлексия. Оценивание.
2 мин.
Вернемся к целям и задачам, которые мы поставили в начале урока.
Цели:
Оценим свою деятельность на уроке. Обратимся к критериям и поставим себе оценки на рабочем листе
Повторили, обобщили, закрепили знания и умения по теме «Местоимение»
Самостоятельное оценивание.
Домашнее задание
1 мин.
Вариативное дом.задание
1. Выполнить упр. 495 с. 95
2. Составить текст на тему «Весна», используя местоимения.
3. Составить синквейн по теме «Местоимение»
Записывают д\з в дневники
Приложение 1
Лист оценивания
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос – «3»;
Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».
ФИ
«5»
«4»
«3»
нет отметки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение 2
Приложение 3
1 раздел: «Личные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к личным? Как они изменяются?
1 лицо
Я Мы
по падежам
2 лицо
Ты Вы
по падежам
3 лицо
Он Она Они
по родам, числам и падежам
В
Им.п. ОН
Р.п. ЕГО
Д.п. ЕМУ
В.п. ЕГО
Т.п. ИМ
П.п. О НЁМ
опрос на 20 баллов: Просклоняйте по падежам местоимение 3 лица единственного числа мужского рода.
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль личного местоимения 2 лица единственного числа в предложении: Я люблю тебя, мой друг! (дополнение)
Вопрос на 40 баллов: За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение Я – ЗАЯЦ)
2 раздел: «Возвратное местоимение»:
Вопрос на 10 баллов: Какое местоимение относится к возвратному? Как оно изменяется?
(Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на предмет, который является объектом своего собственного действия. Не имеет рода!!! Не имеет числа!!! Изменяется по падежам).
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте возвратное местоимение СЕБЯ по падежам:
Им.п. -
Р.п. СЕБЯ
Д.п. СЕБЕ
В.п. СЕБЯ
Т.п. СОБОЙ
П.п. О СЕБЕ
Каким членом предложения и почему не может быть возвратное местоимение СЕБЯ?
(Подлежащим, т.к. не имеет формы Им.п.).
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль возвратных местоимений в предложении:
Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет. (В себя - обстоятельство, собою- дополнение)
Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:
Выйти из себя
Очень сердиться, приходить в состояние крайнего раздражения, негодования; терять самообладание, хладнокровие.
Найти себя
Правильно определив свои наклонности, своё призвание, проявлять их в своей жизни.
Прийти в себя
1. Выходить из полусонного состояния, из состояния дремоты; обретать способность адекватно воспринимать окружающее в спокойном эмоциональном состоянии. 2. Набираться сил, отдыхать после беспокойства, хлопот и т.п.
Уйти в себя
1. Быть поглощённым своими мыслями; углубляться в свои мысли, не замечая окружающего. 2. Становиться замкнутым, переставать общаться с людьми, избегать их.
Себе на уме
Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде.
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков
Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении).
В
Им.п. СКОЛЬКО
Р.п. СКОЛЬКИХ
Д.п. СКОЛЬКИМ
В.п. СКОЛЬКО
Т.п. СКОЛЬКИМИ
П.п. О СКОЛЬКИХ
опрос на 20 баллов: Просклоняйте вопросительно-относительное местоимение СКОЛЬКО по падежам:
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль местоимений в предложении:
Кто съел мою морковку? (Подлежащее. Вопросительное местоимение)
Я знаю, кто пришел. (Подлежащее. Относительное местоимение)
Вопрос на 40 баллов: Ответьте на вопросы, назовите вопросительные местоимения.
В каком городе России спрятались мужское имя и сторона света?
Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?
В каком слове «нет» употребляется 100 раз?
(Владивосток, три палки, четыре галки, стонет)
4 раздел: «Неопределенные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к неопределенным? Назовите два способа образования слов при помощи которых образованы неопределенные местоимения?
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте неопределенное местоимение КОЕ-ЧТО по падежам:
Когда в неопределенных местоимениях частица КОЕ пишется через дефис, а когда отдельно?
(Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).
Именительный
кое-что
Родительный
кое-чего
Дательный
кое-чему
Винительный
кое-что
Творительный
кое-чем
Предложный
кое о чём
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в предложениях:
Вдруг раздались чьи-то шаги. (Определение)
Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. (Подлежащее)
Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите неопределенные местоимения.
Кто-то проплакал всю ночь на лугу, Сколько слезинок - я счесть не могу.
Некто взял книгу, в которой нашел толкование кое-какого слова. Как называется книга?
Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен.
(Дождь, словарь, слово)
5 раздел: «Неопределенные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к отрицательным? Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда НЕ?
Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Под ударением пишется НЕ - НЕЧЕГО
Без ударения пишется НИ - НИЧЕГО
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте отрицательное местоимение НЕКОГО по падежам:
Когда в отрицательных местоимениях частицы НЕ и НИ пишутся отдельно?
(
Им.п. -
Р.п. НЕКОГО
Д.п. НЕКОМУ
В.п. НЕКОГО
Т.п. НЕКЕМ
П.п. НЕ О КОМ
Если между частицами НЕ и НИ и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений в предложениях:
Никто ничего не увидел. (Никто – подлежащее, ничего – дополнение)
Никакие доводы не убедили его. (Никакие – определение)
Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите отрицательные местоимения.
Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит.
Никто меня не видит, а всякий слышит.
Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет.
Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать.
(Ива, эхо, ветер, гром)
6 раздел: «Притяжательные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к притяжательным? Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?
Мой, наш
Свой
Твой, ваш
Его, ее, их
Притяжательное местоимение:
1. Отвечает на вопросы чей? чьё? чья? чьи?
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет... (Убийца чей? — его.)
(М. Ю. Лермонтов)
2. В предложении является определением.
3. При добавлении предлога нет начального н:
Спросил его отца. — Спросил у его отца.
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте притяжательное местоимение ТВОЙ по падежам. Составьте с этим местоимением сложное предложение.
Им.п. ТВОЙ
Р.п. ТВОЕГО
Д.п. ТВОЕМУ
В.п. ТВОЕГО
Т.п. ТВОИМ
П.п. О ТВОЕМ
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложениях:
Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.
(С. А. Есенин) (Определение)
Грустен лик её туманный, Взор так тихо, сладко спит.
(М. Ю. Лермонтов) (Определение)
Вопрос на 40 баллов: Найдите в предложениях личные местоимения его, её, их и притяжательные местоимения его, её, их. Определите синтаксическую роль этих местоимений - омонимов:
Их (притяжательное, определение) слова могут задеть, их (личное, дополнение) же они просто забавляют.
Его (притяжательное, определение) неудачи расстраивали родителей, но не его.
Её (личное, дополнение) вкус изумляет всех, только не её саму.
7 раздел: «Притяжательные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к указательным?
Подберите однокоренные слова к слову указательные.