kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "односоставные предложения" в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПО ТЕМЕ "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "односоставные предложения" в 8 классе»

Урок русского языка в 8 классе

"Односоставные предложения"









Класс: 

8 класс «Б»

Предмет: 

Русский язык

Цель урока: 

1). Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. 2). Создать условия для развития критического мышления. 3). Создать условия для совершенствования умения работы в группе, совершенствования умения выполнять тестовую работу. 4). Создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник: РУССКИЙ ЯЗЫК: Учеб. для 8 кл. / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.- Изд. 6-е. М.: Просвещение, 2009


Используемое оборудование: 

Презентация "Односоставные предложения" 


Краткое описание: 


Вводный урок на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления с учётом психологической теории поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина.



Методы и приёмы:

• Исследование;

• Проблемные вопросы;

• Алгоритм с пропусками;

• Знаем – не знаем;

• Тест с самопроверкой;

• Дифференцированное домашнее задание .



Ход урока:

1.       1.Исследовательская работа в группах.

 Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги.

 

     Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

 

-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.

 

     Я умею читать книги.

 

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

 



- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения – состав основы предложений.

Предложение двусоставное и односоставные.)

 

2.        Определение темы урока учениками.

 

- Что мы уже знаем?

Двусоставные предложения.

-Чем выражены главные члены в этом предложении?

Я умею читать книги.

 Подлежащее выражено местоимением,

сказуемое составное глагольное. (Глагол в

форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)

- Чего мы ещё не знаем?

(Односоставные предложения.)

- Какова же тема нашего урока?

(Односоставные предложения.)

- А каковы цели? (Слайд 2)

•         (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

•         Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.

•         Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.

•         Попробуем сами использовать односоставные предложения.)

 

3.     3. Мотивация.

 

- А зачем это нам?

•         (Пригодится в жизни: на ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)

 

4. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.

 

- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?

1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)

2. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)

3. Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А. Фет)

4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман

(М. Лермонтов).

5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

( А.С.Пушкин)

6. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

 

7. Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

 Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые

 

8. Еду. Тихо. Слышны звоны                       

Под копытом на снегу,                              

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин)

9. Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)

10. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)


5.   Представление тестовых заданий ЕГЭ (Только знакомство – чтение)

 

ВАРИАНТ № 2 (2003 – 2004 г.)

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 — АЗЗ) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа

Прочитайте предложения и выполните задания А1—А4

 

A.   К    какому   классу   относятся    зёрна,    определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.

Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего — от качества семян.

B.   Для первого класса,   например,   на двадцать пять — тридцать   тысяч   зёрен   допускается   не   больше   пяти сорных семян других растений.

Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.

 

 

 А1 . В каком   порядке должны   следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Г, Б    2) А, Г, Б, В    3) Б, Г, А, В    4) Б, В, Г, А

 

 А2.  Укажите односоставное неопределённо-личное предло­жение.

1) А      2) Б      3) В      4) Г

 

A3.  Какая характеристика соответствует предложению А?

1)   простое с однородными сказуемыми

2) сложноподчинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложное с разными видами связи

 

А4.  К какому разряду относится местоимение ИХ в пред­ложениях А и Г?

1) В обоих предложениях ИХ — это личное местоимение.

2) В обоих предложениях ИХ — это притяжательное место­имение.

3) В предложении А местоимение ИХ — личное, в предло­жении Г — притяжательное.

4) В предложении А местоимение ИХ — притяжательное, в предложении Г — личное.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания А31—АЗЗ; В1—В7; С1.

(1) Ничто не предоставляет таких возможностей для раз­вития личности, как культура. (2) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способ­ностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

(3) Мы знаем, что способность созидать сочетается в че­ловеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже парал­лельно развивается псевдо- или антикультура, результат ко­торой — апокалипсис, гибель человека и самой природы,

(4) Тем более необходимо в наше время — время высо­чайшего   развития   науки   и   техники   — разобраться,   под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют — культуру или антикультуру?

(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементар­ную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Оши­биться в этой оценке нам никак нельзя.

(9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не эле­ментарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова — отличается. (11) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, мо­жет многократно их повторять и усугублять.

(12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобаль­ную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

(По С. Залыгину)

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера зада­ния (В1 —В7), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова пишите без пробелов, между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.

Ответы, к заданиям Bl, B2 запишите словами.

В1 | Из предложений 4—5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2 | Из предложения 8 выпишите словосочетание со свя­зью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям ВЗ—В7 запишите цифрами.

 

В3.Среди предложений 6 —12 найдите простое односо­ставное безличное предложение. Напишите его номер.

 

В4. В двух последних абзацах найдите предложения с обо­собленным обстоятельством. Напишите их номера.

В5. В трёх последних абзацах найдите сложное предложе­ние с подчинительной и бессоюзной связью. Напиши­те его номер.

| В6 | Среди предложений 4—8 найдите предложение, кото­рое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите его номер.

| В7.  Напишите номера тех средств выразительности, кото­рые использованы в тексте.

1) риторический вопрос

2) антитеза (противопоставление)

3) неполные предложения

4) синонимы

5) синтаксический параллелизм

 

- Сделаем вывод. Чтобы выполнить эти задания правильно и быстро, надо…

(- Много тренироваться;

-Во всём разобраться)

 

6. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

 

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке
самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!

 

-По какому принципу вы разделили предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)

-Чем выражены главные члены в данных предложениях?

 

Какая ночь!

(Главный член предложения – существительное в именительном падеже)

 

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.


 Мне не спится.

-Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения – безличный глагол)

 

- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

 - Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения в первом предложении выражен

глаголом в форме 1 лица, ед. числа

Главный член второго предложения – глагол в форме 3 лица, мн. числа)

 

7. Итак, обобщим

 

В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом,

а в 4 - существительным.

 

 Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:

 

1). Глагольного типа

2). Именного типа

 

8.          Введение терминов.

Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.

 

- Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.

 

Определённо – личное

Неопределённо – личное

Безличное

Назывное

 

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

 

 

 

Предложения глагольного типа

•         определённо – личные

•         неопределённо – личные

•         безличные


Предложения именного типа

•         назывные

9.       Создание алгоритма.

- Давайте, восстановим ход нашего исследования

 

(1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.)

 

-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков

 

Алгоритм определения типов односоставных предложений.

1.     Определяю основу предложения. 

Основа имеет и подлежащее, и сказуемое.

                                                                       

                                              В предложении один главный член

 

2. Предложение ____________________

                                        односоставное

 

 3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?

 

 

4. Если оно подлежащного типа, 

оно  _____________________________ (назывное)

                                                                                       

5.Если глагольного типа,

оно_______________________________(смотри ниже)

 

 


5.     6.Можно ли вставить в него подлежащее?

Нет.                                                Да.

 

 

Безличное

 

6.     7.Определяю, чем может быть выражен главный член предложения?

 

Если местоимением ________лица ед. числа

 

 

  Определённо- личное

 

Если местоимением 3 лица мн. числа

 

______________________________

  Неопределенно-личное

 

 


10. Работа со слайдом 3.


11. Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения (в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.

 

1)    1)Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне пе­сню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Не расти траве после осени... (М. Кольцов) 6) Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин). 7) Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 8) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)

 

12.     Выполните тест (с самопроверкой) 1 вариант

•         1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

а). 10

б). 2

в). 3

г). 4

 

•         2.Какое предложение не является односоставным?

 

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б).На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

 

•         3. Укажите односоставное предложение.

а).Наступил вечер.

 б).Вечереет.

 в).Вечером мы пойдём в кино.

 г). Как хороши в России летом вечера!

 

•         4. Найдите назывное предложение.

а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

 

•         5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

 

Проверь себя.

•         1. г).

•         2. г).

•         3. б).

•         4. б).

•         5. б).

12


12А. Выполнение задание со слайда 4 – 2 вариант

 

12.  

13


13.Информация о домашнем задании

 

Всем изучить §180.

 

                         По группам

1. Составить таблицу «Односоставные предложения»

2. Составить рассказ, используя односоставные предложения.

3. Написать конспект §180

4. Выполнить в тетрадях упражнение № 192

 

14.    Рефлексия

Рефлексия проводится с применением опоры:

·        Сегодня на уроке я узнал …

·        В группе работать мне было…, потому что …

·        Помогал мне …

·        Мешал мне ...

·        Больше всего мне понравилось…

·        Труднее всего было …

- В опоре второе предложение сложное, а его первая часть какое предложение?

(Односоставное. Безличное.)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по теме "односоставные предложения" в 8 классе

Автор: КУТЛУБАЕВА РАДМИЛА БУЛАТОВНА

Дата: 04.01.2025

Номер свидетельства: 663031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokapotiemieodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "263356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449512262"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454430859"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по русскому языку на тему " Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_odnosostavnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080451"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок русского языка в 8 классе на тему: "Односоставные  предложения""
    ["seo_title"] => string(64) "urokrusskoghoiazykav8klassienatiemuodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "260922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449050327"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Образцы заданий для урока-повторения по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(81) "obraztsy-zadanii-dlia-uroka-povtorieniia-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "179025"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424937135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства