Урок по теме: "Состав слова" поможет в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова, расширить кругозор детей по этой теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Н.Н.Ушаков " Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах".
2.В.П.Канакина «Радость познания - в слове».
3.Интернет – ресурсы.
Слайд 1
1.Постановка проблемы .Слайд 2
-Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём творческую игру по русскому языку. Цель - выявить знатоков этой темы. Послушайте стихотворение С.Острового "Первородство" и определите тему урока. В этом стихотворении есть вам подсказка.
Чтение учащимися стихотворения Сергея Острового "Первородство".
.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня!
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня,
Своё пространство, свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи.
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
- Защити меня!
Это значит:
- Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро. (Состав слова)
- Последние строки стихотворения будут девизом нашей игры.Слово тебе сотворит добро.
2.Разминка
1) Ребята, от какого слова произошло слово "извини "? Какой корень в этом слове? Назовите остальные части слова. (От слова вина, корень - вин, приставка – из, окончание -и)
2) - От какого слова произошло слово "обереги"? Какой корень в этом слове? Разберите по составу. (От слова беречь, корень – берег, приставка – о, окончание – и)
3) От какого слова произошло слово? Какой корень в слове "защитник"? Определите состав слова..
(от слова щит, корень – щит, приставка –за, окончание – нулевое, суффикс – ник)
Молодцы! Разминка прошла успешно.
3. Проверка домашнего задания. Слайды 3,4,5
Вы получили задание найти в словарях, интернете информацию о том, что обозначают слова ведьма и медведь и каково их значение? Как вы думаете, являются эти слова родственными?
1) - Действительно, слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, т.е. знать. Ведьма - знающая, знахарка. Когда - то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим.
2) Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мёд. Назовите корни в этих словах.
3) - Какого цвета курочка Ряба? Почему её назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?
- Верно, курочка Ряба - рябая, пёстрая.
4.Конкурс " Наполни кузовок". Слайд 6
- Чтобы наполнить этот кузовок, нужно вписать в пустые клеточки отгадки, которые являются названиями ягод.
- Чтобы помочь, я загадаю загадки.
а) Вот первая.
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
- Почему её так назвали?
Слово рябина, как и слово Ряба, произошло от славянского слова ряб, что обозначает рябой, пёстрый. Ведь сочетание ярко- зелёных мелких резных листьев рябины и оранжево- красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.
- Как вы думаете, какой корень в слове рябина? (ряб, рябин)
Одни говорят, что корень - ряб -, а другие - рябин-
. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но даже и новые корни. Суффикс – ин - так прирос в слове рябина к корню ряб -, что получился новый корень - рябин -.А из него выросли новые слова.
Назовите как можно больше слов с этим корнем. ( Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый.)
б) Отгадайте вторую загадку.
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди - ка :
Куст в колючках, будто ёж,
- Вот и назван... (Ежевика)
- Какой корень в слове ежевика? (ежевичное варенье- корень - ежевик, окончание –а)
в) - А теперь третья загадка.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника).
- Какой корень в этом слове? (корень- земл , окончание – а, суффиксы- -ян- -ик-)
- Молодцы. Вот мы и наполнили кузовок.
5 .Составление семейки слова Русь. Слайд 7
- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)
- А как называлась наша страна в стародавние времена? (Русь).
- А почему назвали так нашу страну? Не знаете?
А вот послушайте, что пишет об этом С. Романовский: " Короткое - в один слог всего! А какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто – нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: Русло, то есть ложе реки, по которому оно течёт. Русалка - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от неё слово росяница - обильная, толстая роса, лежащая поутру на траве или деревьях. Иными словами, Русь - это сторона, где много рек и озёр, а русский - это человек, живущий у воды».
- Теперь назовите мне семейку слов, родственных со словом Русь. ( Русский, русло, Русалка.)
6. Конкурс " С какого дерева упали листья?" Слайд 8
- На лес налетел ураган. С двух деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева, какие листья упали.
- Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие корни, как у деревьев. Собираем листочки "цепочкой", по очереди.
Второе дерево: водитель, наводчик, заводной, вожатый, поводок, провод, завод, заводила, вводный.
-Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что же на нём написано?
Прочитайте: водопровод
. С какого дерева этот листик? ( Он может быть и с первого и со второго.)
7. Конкурс "Кто больше?" Слайд 9
1) Постарайтесь назвать как можно больше родственных слов с корнем.
. А вот с каким корнем, вы узнаете, отгадав загадку: " Лежал, лежал, а весной в реку побежал". ( Снег, снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегопад, подснежник, снежище, бесснежный.)
- Какой корень в этих словах? Что вы заметили? ( Снег -, -снеж-. Чередование г- ж.)
2) Послушайте стихотворение В. Берестова " Гуси".
Ваша задача - запомнить все родственные слова из стихотворения к слову гуси.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает, гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнёт подойти босиком.
(Гусята, гуськом, гусак.) Какой корень в этих словах? (Гус)
Назовите ещё родственные слова к слову гуси. ( Гусыня, гусиный.)