Урок русского языка для 8класса на тему "Обособленные обстоятельства".
Урок русского языка для 8класса на тему "Обособленные обстоятельства".
Учащиеся смогут узнать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка для 8класса на тему "Обособленные обстоятельства".»
Учитель русского языка и литературы
Собеская Тамара Ивановна
Школы – гимназии №22
г.Астаны Республики Казахстан
Урок по теме "Обособленные обстоятельства".
8-й класс
Цель:
1.Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.
2.Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах.
3.Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Ход урока
Организационный момент.
Прочитайте слова А.П.Чехова: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
- Как вы считаете, можно слова Чехова взять в качестве эпиграфа?
Нота
Графический знак, изображающий музыкальный звук.
Ноты – текст музыкального произведения, графически изображённый.
(Знаки препинания помогают нам понять написанное, верно передать смысл предложения.)
-Мы знаем много знаков препинания, но сегодня мы говорим о знаках препинания при обособленных членах предложения. Заглянем в словарь!
Обособить:
Выделить из общего, создав особое от других положение.
В грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.
3.Вставьте пропущенные знаки препинания:
Виноград
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной.
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой.
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
А.С.Пушкин.
-Учитель: Какую роль в тексте играют обособленные члены?
-Учитель: делает речь выразительной, богатой, в стилистическом отношении разнообразной.
-Писатель Григорович вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» одобрил Достоевский, но один эпизод ему не понравился, он пишет «У меня было написано : когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то , не то, - раздраженно заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам…Надо было сказать : пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» Замечание это – помню хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.
Впрочем,может быть, в наши времена требуется герой другого калибра.
Он остановился ,наконец, и покачал головой.
По-моему, он недурен.
Одним словом, мы серьезно готовились к докладу.
Горный воздух,без всякого сомнения ,действует благотворно на здоровье человека.
III.Анализ темы
1. На доске (вывешиваю на листах):
Собака грызла кость, ворча.
Блестя на солнце, снег лежит.
Несмотря на ранний час, улицы были полны народа.
Я сидел молча.
К доске выходят по одному представителю от каждой группы. Их задача – подчеркнуть обстоятельства, определить, чем они выражены и к какому слову относятся.
Вывод: обособляются обстоятельства, выраженные..., не обособляются...
2.А теперь проверим правильность наших выводов.
– Теперь, вспомнив о том, что есть разные виды памяти, которые должны быть задействованы, если мы действительно хотим запомнить материал, обратимся к таблице, включив тем самым зрительную память.
Каждая группа составляет схему: «Обособленные обстоятельства» и представляет классу
IV. Тренировочные упражнения (закрепление).
1.Задание – составить предложение с данными деепричастными оборотами.
Обороты:
Побродив по лесу
Вернувшись домой
Проплывая самое глубокое место
Улыбаясь
Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и расставлять знаки препинания..
2.Диктовка (на доске).
В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.
Я еще в начале ссоры, испугавшись, вскочил на печь.
Однажды, вследствие сложившихся обстоятельств, он ушел.
3 Дополнительно: Синтаксическийразбор..
4. Подведение итогов урока: что узнали нового? Что было интересно?
5. Домашнее задание: выписать из художественного текста 10предложения с обособленными обстоятельствами.