Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных по падежам в единственном числе" 3 класс»
Урок по русскому языку
3 класс
Тема: Склонение имен существительных по падежам в единственном числе.
Цель: создать условия для формирования представления об изменении имен существительных по падежам. Познакомить с терминами "склонение", "падеж".
-развивать умение выделять словосочетания с данным словом, сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность, умение работать самостоятельно, в парах, группах.
-воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны добры,
приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учеными — исследователями.
-Кто такой- исследователь? (человек, который что-то исследует, узнает что-то новое)
-Правильно. Исследователь- это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные необходимые в жизни.
2.Минутка чистого письма.
Начнем путешествие с минутки чистого письма.
Чтобы письмо было правильным и красивым давайте сделаем массаж для пальчиков. (упражнение для пальчиков с музыкальным сопровождением)
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
Сегодня мы вспомним написание букв Яя. Что вы можете про них сказать?
Посовещайтесь в группах. (Он гласный, смягчает предшествующий согласный звук, образует 2 звука, может быть заглавной и строчной, может быть словом)
3.Орфографическая минутка.
-Запишите слова под диктовку. (один ученик у доски)
-Подчеркните слова, в которых есть орфограмма — гласная буква, красным карандашом, а орфограмма — согласная буква — синим.
-Какие правила еще встретились в данных словах? (жи, ща, нч)
-Разберите по составу слово ежиха.
-Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.
(Енот, ежиха, наводнение, единица)
5.Определение темы урока.
-Вернемся к записанным словам. Что их объединяет?
-Проверьте свои предположения, запишите первые буквы из языковой разминки. (существительное)
-Какой буквы не хватает?
-Какова ее роль в этом слове?
-Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное)
-Определите тему урока.
-Сегодня мы продолжим наши наблюдения над именами существительными и в ходе своих наблюдений вы откроете новый признак данной части речи.
6.Актуализация знаний.
-По опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном.
Имена существительные
Обозначают: предмет
Отвечают: кто? что?
Бывают: собств., нариц., одуш., неодуш. (Какие признаки имени существительного вы назвали?)
Изменятся: во множественном, единственном числе ( Как называется такой признак имени существительного)
Роль в предложении: подлежащее, второстепенный член.
-Все это мы с вами узнали на предыдущих уроках.
-У вас на столах лежит карточка номер 1. Запишите слово, укажите его постоянные и непостоянные признаки.
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените согласно критериям.
(слайд)
-Молодцы.
-А сейчас будьте внимательны. Послушайте стихотворение.
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая- и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
Вспоминает о коте.
-О ком это стихотворение?
-Найдите в стихотворении слово, которое изменяется? (кот)
-Проговорим все формы этого слова (кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)
-Найдите слова, с которыми связано слово кот (слова подчеркнуты)
-Ставим вопросы от этих слов к существительному кот и запишем их в тетрадь, выделяем окончания.
-Для чего изменялись окончания? (для связи слов в предложении т. е. существует смысловая связь)
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением имен существительных по падежам.
Кот, кота, коту, котом о коте - формы одного и того же слова. Такие формы слов называется падежными.
В русском языке 6 падежей.
Инсценировка.
Именительный падеж (есть) кто? что?
Родительный падеж (нет) кого? чего?
Дательный падеж (дать) кому? чему?
Винительный падеж (винить) кого? что?
Творительный падеж (творить) кем? чем?
Предложный падеж (думать) о ком? о чем?
-Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать - Именительный
-Родился - стал Родительным
-Пока был малышом, ему все давали и он стал Дательным
-Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили и он стал Винительным.
-Потом подрос, стал творить добрые дела стал Творительным
-Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложным.
-Итак имена существительные изменятся по падежам или склонятся.
-Почему каждый падеж имеет по 2 вопроса? Подумайте, посовещайтесь в группах.
-Давайте вернемся к слову кот и определим падеж.
Физминутка
7.Работа в парах.
-У вас на столах лежат карточки номер 2 с предложениями из которых убежало слово. У каждой группы свое слово. Просклоняйте его в составе предложения, выделите окончания. (работу выполняете в карточках)
1 группа:( лиса)
И. п. В лесу жила (кто?)....
Р. п. В нашем лесу нет (кого?)...
Д. п. Я подкрался (к кому?).....
В. п. Я впервые увидел (кого?)...
Т.п. Я любовался (кем?)...
П.п. В книге я прочитал (о ком?)...
2 группа: ( петух)
И. п. В нашем сарае живет (кто?)...
Р. п. У нашего соседа нет (кого?)...
Д. п. Я подкрался (к кому?).....
В. п. Я впервые увидел (кого?)...
Т.п. Я любовался (кем?)...
П.п. В книге я прочитал (о ком?)...
3 группа: (конь)
И. п. На лугу бегал (кто?)...
Р. п. Я не увидел в конюшне (кого?)...
Д. п. Я подкрался (к кому?).....
В. п. Я впервые увидел (кого?)...
Т.п. Я любовался (кем?)...
П.п. В книге я прочитал (о ком?)...
4 группа: ( слон)
И. п. В зоопарке живет (кто?)...
Р. п. Мы в зоопарке смотрели (на кого?)....
Д. п. Я подошел (к кому?)...
В. п. Я впервые увидел (кого?)...
Т.п. Я любовался (кем?)...
П.п. В книге я прочитал (о ком?)...
-Проверьте ваши работы, оцените по критериям.
8.Выполнение теста.
-И последнее задание на нашем уроке - это выполнение теста. На это задание я вам даю ... минуты.
9.Итог.
-Что нового узнали на уроке?
Что больше всего понравилось?
-Какое задание показалось трудным?
10.Рефлексия.
-Оцените свою работу.У вас на столах лежат оценочные листы. Обведите кружочек, который соответствует вашему состоянию.
-Что выбрала......, почему?
-Мне на уроке сегодня было интересно с вами работать. Мне очень понравилось как работала........, а вот .... были мало активны на уроке
После проверки ваших тестовых работ я вам выставлю оценки.
Домашнее задание у вас лежит на столах.
Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.