Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Время глагола"»
КГУ «Сш им. Бауыржана Момышулы»
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Изменение глаголов по временам»
Учитель: Старикова О.А.
Тема урока: Изменение глаголов по временам.
Цель: «открытие» учащимися нового знания: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.
Задачи:
- обучающие:повторить знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
-развивающие: развивать внимание к слову как лексической единице речи; развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы, развитие навыков самооценки, самоконтроля;
-воспитательные: воспитывать взаимопонимание, товарищество; воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
предметные: иметь представление об изменении глагола по временам.
Межпредметные :
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: уметь работать в парах, договариваться и приходить к общему решению;
познавательные: ознакомление с новой частью речи – глагол, с изменением глагола по временам;
личностные: развитие навыка сотрудничества при работе в группах, парах, доброжелательности, проявления интереса к содержанию урока.
Тип урока: введение новых знаний.
Ход урока.
Орг. Момент
Здравствуйте скажем руками.
Здравствуйте скажем глазами.
Здравствуйте скажем ртом:
“Здравствуйте!”
Станет радостней кругом.
Актуализация знаний учащихся. Сегодня на уроке мы продолжаем обобщать, узнавать, исследовать что – то новое.
Деление на группы. По морю знаний мы сегодня поплывём на кораблях (выбор кораблей по цвету) . 1 группа-малиновый цвет «Активные», 2 группа-жёлтый «Настойчивые», 3- зелёный «Любознательные». На столах круги определённого цвета «пристани».
Выбор лидера, оценщика, раздача листов ответов.
4. Минутка чистописания:
А сейчас – чистописание,
Приложите свои старания.
И посадку при письме
Покажите-ка вы мне.
-Какое слово спряталось?
-Назовите буквы, которые повторяются в слове «глагол»
1). Сегодня на уроке мы говорили о какой – то одной части речи.
Какая это часть речи и почему именно ей уделялось внимание?( ГЛАГОЛУ, наверное, с ним будет связана новая тема урока).
Молодцы. А сейчас проведём аукцион знаний о глаголе. Что я ЗНАЮ (на А4 составление постера):
- что такое глагол?
- что обозначает глагол?
- на какие вопросы отвечает глагол?
- чем в предложении является?
- как изменяется глагол?
- что такое неопределённая форма глагола? На какие вопросы она отвечает? ( По мере ответов на доске выстраивается схема).
Сформулируйте и озвучьте фразу- конструктор:
1.Глагол – это часть_____________, которая отвечает на вопросы ________________, _________________ и обозначает ___________________________________ ______.
2.Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы____________________________,
Имеют суффиксы_________________________.
3.Глаголы в предложении являются____________________, подчёркиваются_________________.
Глаголы изменяются по ___________________________.
Защита постеров. Оценивание групп.
Постановка проблемы.
Как выдумаете, вы всё узнали о глаголе? А хотите узнать? Тогда, давайте вернёмся, как изменяются глаголы. Вы сказали, что глагол изменяется по….(числам). Только ли по числам изменяется глагол? (Нет, наверно, он ещё как – то изменяется).
Учитель в схеме ставит большой ? знак.
Тогда проведём исследование, как ещё могут изменяться глаголы.
6. Исследование (работа в группах).
1). Вы будете работать в группах, время для работы 3 мин. Перед тем, как начнёте работать, вспомните правила работы в группах.
Учитель раздает каждой группе «План работы» и «Рабочий лист».
План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №1)
(Что сделал?) Растаял снег.
(Что сделали?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит в момент речи.
Рабочий лист (группа №2)
Солнце (что делает ?) светит.
(Что делают ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит до момента речи.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что сделает?) зазеленеет травка,
будут (что делать?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит после момента речи.
Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
3). Отчет групп у доски.
Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:
I столбик “В момент речи”
II столбик “До момента речи”
III столбик “После момента речи”
Время глагола (Выводы,вопросы,правила)
Чтение правила с. 146
7.Физминутка
8.Стадия осмысление.
Задание «Соберите пословицу». Запишите в тетрадь, определите время глагола.
1 группа- Дружба что стекло: …… не купишь.
2группа- Дружные чайки…………сломается- не починишь.
3группа- Друга за деньги ……….. и ястреба забьют.
Работа в парах. Сгруппируйте глаголы по временам . Настоящее Прошедшее Будущее
Синеет, съела, улетает, побежал, пришьёт, будет пить, посчитали, пищит.
Взаимопроверка. Сравнение с правильным ответом. Оценивание.
Творческая работа.
Упражнение «Оживи картинку»Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы(1-настоящего вр.,2-прошедшего вр.,3- будущего вр.)