kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Существительные общего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Существительные общего рода"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Существительные общего рода"»

Технологическая карта урока по русскому языку, 6 класс


Тема учебного занятия: имена существительные общего рода.

Дата проведения: 18.12.2020г.

Класс: 6-ые.

Учитель: Каданова Вера Викторовна.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания

Цель учебного занятия:

  • развитие умения в определении рода у существительных общего рода и употребление их в речи;



  • формирование УУД.

Задачи учебного занятия:

  • обучающие: организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия «существительные общего рода»;



  • развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития умений, анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить закрепление понятия «общий род существительных» и умения находить существительные общего рода в тексте, формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты;

  • воспитывающие: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив).

Прогнозируемые результаты учебного занятия:


 Предметные: 

  • научатся находить имена существительные общего рода в тексте;

  • научатся согласовывать их с именами прилагательными и местоимениями.


 Метапредметные:

  • познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста, строить рассказ для устного выступления;

  • регулятивные: вырабатывают алгоритм согласования имен существительных общего рода с именами прилагательными и местоимениями;

  • коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе, способность обосновывать собственное мнение, уважение к иной точке зрения.

Личностные:

  • сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

  • проявляют интерес к новому учебному материалу;

  • вы­ражают положительное отношение к процессу познания;

  • адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятель­ности, формировать нравственную культуру.



Используемая технология: критическое мышление.



Использованная литература.

  1. Александрова Г. В., Санкт-Петербург: Тригон, 1998.

  2. Баранов. М.Т. , Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы по русскому языку. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы, М.:Просвещение,2012 г.

  3. Егорова Н.В. "Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе", М.: "Просвещение", 2014г.

  4. Журавлева Л. И. Моя методика, Челябинск: Взгляд, 2022.

  5. Крылов И. А. Басни.

  6. Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. М.: «Просвещение». 2014г.

  7. Пушкин А. С. «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».





Технологическая карта урока по русскому языку в 6-х классах по теме «Имена существительные общего рода»

Этапы урока

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность.

1.Приветствует учащихся.

2. Какую часть речи мы изучаем в настоящее время?

3. О каких группах имен существительных мы узнали на последнем уроке?

4. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной группой слов

Анализ.

На доске 2 карточки. Предлагаю провести небольшой анализ. Перед вами 2 предложения. Прочитайте и скажите: что общего и чем они различаются?

А) Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

Б) И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

А. С. Пушкин



5. Что вам помогло определить род слова «Лебедь»?













6. Как такое стало возможно?



7. В настоящее время это существительное к какому роду относится?

8.Ребята, как вы думаете, почему раньше существительное лебедь относилось и к м. р. и к ж. р., а сейчас только к м. р. О чем это говорит?

Во времена А. С. Пушкина существительное «Лебедь» относилось как к ж. р., так и к м. р.

Это говорит о том, что русский язык является живым, подвижным. И в нем постоянно происходят какие-то изменения.



Отвечают на вопросы.

- Имя существительное.

- Разносклоняемые и несклоняемые.



Высказывают собственное мнение.













Рассуждают, высказывают собственное мнение. Слово «Лебедь» относится к ж. р. и м. р.

Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям, которые с ним согласуются – опорные слова.



Мужского рода

Личностные УУД

( мотив к познавательной деятельности)



Регулятивные УУД 

УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии).

Познавательные УУД (умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Осознание проблемы

1. Продолжим анализировать. На доске предложения. Прочитайте их вслух. Назовите автора. Назовите жанр этих произведений.

  • «Ах ты, обжора! Ах, злодей!» - тут Ваську Повар укоряет.



  • Поднялся вдруг весь псарный двор,

Почуя серого как близко забияку.

  • Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался, и метался.



  • Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.



  • Невежда так же в ослепленье бранит науки и учение.

2. Какие слова объединяют все эти 5 предложений?

3. Лица какого рода можно охарактеризовать с помощью этих слов?

4. Как выдумаете, как могут называться эти имена существительные?



5.Запишите тему нашего урока: Существительные общего рода.

И. А. Крылов, басня.





















Обжора, забияка, бедняжка, невежа, невежда.

Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что м. р., другие – ж. р. (возникновение проб-лемной ситуации). Ученики формируют проблему.




Познавательные УУД

(выделение проблемы).

Коммуникативные УУД

(потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собствен­ное мнение;

слушают друг друга, строят по­нятные речевые выска­зывания).







Регулятивные УУД (самостоятельно формули­руют цели урока после предварительного об­суждения)

Личностные УУД (умение выделить нравственный аспект поведения).






3.Выявление места и причины затруднения

Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя.

Формирует навыки употребления в речи существительных общего рода

Карточка со слова

Забияка

Бедняжка Обжора

Невежа Невежда

  1. Как можно охарактеризовать эти слова?

  2. Что общего в них?



  1. Попробуйте назвать существительные общего рода.

Потом карточки

Чистюля Задира

Сирота Разиня

Растяпа Зануда

Копуша Умница

Молодец Сладкоежка

  1. Как вы думаете, какую роль играют существительные общего рода?

  2. Прошу обратить внимание на 2 слова: невежа и невежда. Написать на доске или карточки с этими словами. Невежда Невежа.



  1. Давайте вспомним, как называют эти слова?



  1. Какие слова называются паронимами?



Написание почти одинаковое (имя, которое стоит рядом), но различаются лексическим значением. Например, водный/водяной.



  1. Предлагаю подумать. На этих карточках

лексическое значение слов невежа и невежда. Попробуйте самостоятельно соотнести слово и его лексическое значение. Потом вызвать ученика к доске.

  • Невежественный, малосведущий, малообразованный.

  • Невежливый, нарушающий нормы вежливого поведения.



-Характеризуют людей как мужского пола, так и женского.

-Оканчиваются на –а /-я.

-Называют качества людей.

Записывают

предложения и вставляют окончания в прилагательных и местоимениях.













- Служат для экспрессивной, эмоциональной характеристики человека. Употребляются преимущественно в разговорной речи.

Паронимы.








Личностные

УУД( выража­ют внутреннюю пози­цию обучающегося на уровне положитель­ного отношения к обучению).

Регулятивные

УУД( плани­руют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реали­зации).


4.Построение проекта выхода из затруднения

«Включение» в целенаправленную деятельность

Работа с учебником. Упр. 277. Работают у доски и в тетради.



  1. А как вы определили, какие окончания нужно вставлять?

  2. Обратить внимание: обозначить грамматическую основу в одном предложении («Тире между подлежащим и сказуемым»).


Записывают, отвечают на вопросы, рас­суждают, выска­зывают собст­венное мнение, совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

Познавательные УУД (умение подводить под понятие, применять новые знания на практике). 

Регулятивные УУД ( умение запоминать и удерживать правило, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу).

5.Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.


Выполняют движения на внимательность под руководством учителя.

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

6.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действию.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону












Освоение нового знания. Осознание проблемы

  1. Прошу обратить на особую группу слов. Эти слова мужского рода, обозначают лиц по профессии, роду занятий (карточка)

Доцент

Врач

Профессор

Судья

Космонавт.

  1. Можно сказать «судья Иванова» или «судья Иванов»?

В грамматическом отношении эти слова не стали существительными общего рода, а сохранили свою принадлежность мужскому роду. И поэтому согласовываются с ними в форме мужского рода. Запомните, правильно говорить и писать (карточка).

Новый судья Петрова.

Известный скульптор Мухина.

  1. Сказуемые при таких существительных могут стоять как в форме женского рода, так и мужского (карточка).

Новый судья Петрова вынесла решение.

В выставке участвовала известный скульптор Мухина.



  1. Некоторые существительные имеют разговорные формы женского рода: в значении «жена этого человека»

Профессорша

Директорша.

Еще раз обращают ваше внимание: эти слова употребляются только в разговорной речи.

НО На кафедре преподает известный профессор Петрова.

  1. Кстати, в русском языке есть слова, обозначающие лиц про профессии, которые имеют ТОЛЬКО формы женского рода (карточка)

Балерина

Доярка

Машинистка.



  1. Ребята, кто видел балет? Подумайте и скажите, могут мужчины танцевать балет?

Или печатать на машинке?



  1. Для обозначения лиц мужского пола употребляются описательные обороты (карточка)

Артист балета

Мастер машинного доения

Специалист, работающий на пишущей машинке.



  1. К существительным общего рода относятся несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения.

Подумайте и скажите, в наших 6-х классах есть ребята с такими фамилиями? (потом карточка)

Беденко

Глухих

Климовец

Синицких

Хоруженко

  1. И еще личные формы имен, которые используются в качестве уменьшительных к полным формам (карточка)

Женя/Женечка

Саша /Шура

Валя.











Да, можно.











































Да, могут.


Познавательные УУД

(само­стоятельно осуществля­ют поиск необходимой информации).


8.Выводы урока. Подведение итогов. Д\З.


  1. Особую группу составляют существительного общего рода.

  2. Род меняется в зависимости от пола, обозначаемого лица.

  3. Является своеобразным гибридом и мужского рода, и женского рода.

  4. Чаще имеют негативную оценку.

П. 49, упр. 280 (устно разобрать).


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

.


Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

Оценивает учащихся.

Самооценка, взаимооценка.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Существительные общего рода"

Автор: Каданова Вера Викторовна

Дата: 29.12.2024

Номер свидетельства: 662914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку Существительные общего рода"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokaporusskomuiazykusushchiestvitielnyieobshchieghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "301170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456857826"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "222115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435854945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства