Класс: 6-ые.
Учитель: Каданова Вера Викторовна.
Александрова Г. В., Санкт-Петербург: Тригон, 1998.
Баранов. М.Т. , Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы по русскому языку. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы, М.:Просвещение,2012 г.
Егорова Н.В. "Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе", М.: "Просвещение", 2014г.
Журавлева Л. И. Моя методика, Челябинск: Взгляд, 2022.
Крылов И. А. Басни.
Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. М.: «Просвещение». 2014г.
Пушкин А. С. «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность. | 1.Приветствует учащихся. 2. Какую часть речи мы изучаем в настоящее время? 3. О каких группах имен существительных мы узнали на последнем уроке? 4. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной группой слов Анализ. На доске 2 карточки. Предлагаю провести небольшой анализ. Перед вами 2 предложения. Прочитайте и скажите: что общего и чем они различаются? А) Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. Б) И тихая луна, как лебедь величавый, Плывет в сребристых облаках. А. С. Пушкин 5. Что вам помогло определить род слова «Лебедь»? 6. Как такое стало возможно? 7. В настоящее время это существительное к какому роду относится? 8.Ребята, как вы думаете, почему раньше существительное лебедь относилось и к м. р. и к ж. р., а сейчас только к м. р. О чем это говорит? Во времена А. С. Пушкина существительное «Лебедь» относилось как к ж. р., так и к м. р. Это говорит о том, что русский язык является живым, подвижным. И в нем постоянно происходят какие-то изменения. | Отвечают на вопросы. - Имя существительное. - Разносклоняемые и несклоняемые. Высказывают собственное мнение. Рассуждают, высказывают собственное мнение. Слово «Лебедь» относится к ж. р. и м. р. Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям, которые с ним согласуются – опорные слова. Мужского рода | Личностные УУД ( мотив к познавательной деятельности) Регулятивные УУД УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии). Познавательные УУД (умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии). |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Осознание проблемы | 1. Продолжим анализировать. На доске предложения. Прочитайте их вслух. Назовите автора. Назовите жанр этих произведений. «Ах ты, обжора! Ах, злодей!» - тут Ваську Повар укоряет. Поднялся вдруг весь псарный двор, Почуя серого как близко забияку. Бедняжка в ней и рвался, и метался. Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк. 2. Какие слова объединяют все эти 5 предложений? 3. Лица какого рода можно охарактеризовать с помощью этих слов? 4. Как выдумаете, как могут называться эти имена существительные? 5.Запишите тему нашего урока: Существительные общего рода. | И. А. Крылов, басня. Обжора, забияка, бедняжка, невежа, невежда. Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что м. р., другие – ж. р. (возникновение проб-лемной ситуации). Ученики формируют проблему. | Познавательные УУД (выделение проблемы). Коммуникативные УУД (потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания). Регулятивные УУД (самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения) Личностные УУД (умение выделить нравственный аспект поведения). |
3.Выявление места и причины затруднения | Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя. | Формирует навыки употребления в речи существительных общего рода Карточка со слова Забияка Бедняжка Обжора Невежа Невежда Как можно охарактеризовать эти слова? Что общего в них? Попробуйте назвать существительные общего рода. Потом карточки Чистюля Задира Сирота Разиня Растяпа Зануда Копуша Умница Молодец Сладкоежка Как вы думаете, какую роль играют существительные общего рода? Прошу обратить внимание на 2 слова: невежа и невежда. Написать на доске или карточки с этими словами. Невежда Невежа. Давайте вспомним, как называют эти слова? Какие слова называются паронимами? Написание почти одинаковое (имя, которое стоит рядом), но различаются лексическим значением. Например, водный/водяной. Предлагаю подумать. На этих карточках лексическое значение слов невежа и невежда. Попробуйте самостоятельно соотнести слово и его лексическое значение. Потом вызвать ученика к доске. Невежественный, малосведущий, малообразованный. Невежливый, нарушающий нормы вежливого поведения. | -Характеризуют людей как мужского пола, так и женского. -Оканчиваются на –а /-я. -Называют качества людей. Записывают предложения и вставляют окончания в прилагательных и местоимениях. - Служат для экспрессивной, эмоциональной характеристики человека. Употребляются преимущественно в разговорной речи. Паронимы. | Личностные УУД( выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к обучению). Регулятивные УУД( планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации). | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | «Включение» в целенаправленную деятельность | Работа с учебником. Упр. 277. Работают у доски и в тетради. А как вы определили, какие окончания нужно вставлять? Обратить внимание: обозначить грамматическую основу в одном предложении («Тире между подлежащим и сказуемым»). | Записывают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями. | Познавательные УУД (умение подводить под понятие, применять новые знания на практике). Регулятивные УУД ( умение запоминать и удерживать правило, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу). |
5.Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью. | | Выполняют движения на внимательность под руководством учителя. | Коммуникативные УУД. Личностные УУД. |
6.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действию. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Освоение нового знания. Осознание проблемы | Прошу обратить на особую группу слов. Эти слова мужского рода, обозначают лиц по профессии, роду занятий (карточка) Доцент Врач Профессор Судья Космонавт. Можно сказать «судья Иванова» или «судья Иванов»? В грамматическом отношении эти слова не стали существительными общего рода, а сохранили свою принадлежность мужскому роду. И поэтому согласовываются с ними в форме мужского рода. Запомните, правильно говорить и писать (карточка). Новый судья Петрова. Известный скульптор Мухина. Сказуемые при таких существительных могут стоять как в форме женского рода, так и мужского (карточка). Новый судья Петрова вынесла решение. В выставке участвовала известный скульптор Мухина. Некоторые существительные имеют разговорные формы женского рода: в значении «жена этого человека» Профессорша Директорша. Еще раз обращают ваше внимание: эти слова употребляются только в разговорной речи. НО На кафедре преподает известный профессор Петрова. Кстати, в русском языке есть слова, обозначающие лиц про профессии, которые имеют ТОЛЬКО формы женского рода (карточка) Балерина Доярка Машинистка. Ребята, кто видел балет? Подумайте и скажите, могут мужчины танцевать балет? Или печатать на машинке? Для обозначения лиц мужского пола употребляются описательные обороты (карточка) Артист балета Мастер машинного доения Специалист, работающий на пишущей машинке. К существительным общего рода относятся несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения. Подумайте и скажите, в наших 6-х классах есть ребята с такими фамилиями? (потом карточка) Беденко Глухих Климовец Синицких Хоруженко И еще личные формы имен, которые используются в качестве уменьшительных к полным формам (карточка) Женя/Женечка Саша /Шура Валя. | Да, можно. Да, могут. | Познавательные УУД (самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации). |
8.Выводы урока. Подведение итогов. Д\З. | | Особую группу составляют существительного общего рода. Род меняется в зависимости от пола, обозначаемого лица. Является своеобразным гибридом и мужского рода, и женского рода. Чаще имеют негативную оценку. | П. 49, упр. 280 (устно разобрать). | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | . | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Оценивает учащихся. | Самооценка, взаимооценка. | Регулятивные УУД. Личностные УУД. |