Научить учащихся находить СПП с придаточными условными в тексте, формировать умение отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; использовать СПП с придаточными условными в речи, подготовить к сдаче ГИА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме:
«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
Технология критического мышления
Урок открытия нового знания
Цели урока:
- закрепить полученные знания о СПП;
-повторить сведения об изученных видах придаточных предложений,
-научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;
- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,
-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Оборудование урока:
Раздаточный материал( Листки для каждого учащегося)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Рад нашей встрече и знакомству, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим?
2. Проверка домашнего задания Упражнение 130 4 спп предложения на тему «Я путешествую….»
3. Устная работа.
Когда солнце поднимается над лесом, я невольно радуюсь. (Придаточное времени).
Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.
1. Как только папа ушел(когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).
4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(придаточное места)
5. Там, где кончалась чаща, белели березы.(придаточное места)
6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. (придаточное места)
– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).
Выписать слова с чередующейся гласной в корне. Гиа
6.Односоставные и двусоставные (простые предложения)
7.Гласный и согласный (звуки)
8.Краткие и полные (прилагательные, причастия)
9.Главная и придаточная (части СПП)
3. Подготовка к изучению новой темы.
- Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.
- Если вы активно будете работать, урок получится интересным.
- Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
- Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих
- Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?
- По своей структуре какого типа эти предложения?
- Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?
- Тогда назовите тему нашего урока.
4. Целеполагание.
- Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным условия».
- Сформулируем цели.
5. Актуализация знаний.
- На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
• Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
• Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
• Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
• Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
6. Изучение нового материала.
- Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?
- Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока. Обратимся к анализу подобных, выполняя упр.138 (первые 4 предложения), не забывайте про алгоритм.
- Первые два предложения у доски. Затем работают в паре.
- Сделаем вывод: какие особенности предложения позволяют определить его как СПП с придаточным условия?
1. Содержат: условие, при котором протекает или может протекать действие главного предложения.
2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК.
3. Отвечают на вопросы: при каком условии?
4.Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).
5. Место по отношению к главному предложению: любое.
7. Психологическая разрядка. Физминутка
- А теперь немного отдохнём. Откиньтесь на спинки стульев, расслабьте спину, плечи, закройте глаза, представьте себя на природе, почувствуйте, как вам хорошо… Вернитесь в реальность.
8. Закрепление полученных знаний.
- По данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.
- Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?
- Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным?
Д/з упр.142 1 вариант упр 140 2 вариант
10. Выставление оценок.
Дополнительное задание.
Записать сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).
1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.
2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.
3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
СПП с придаточными условными:
1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.
2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
СПП с придаточными, внешне сходными с ними:
1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться. (СПП с придаточным изъяснительным.)
2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)
Раздаточный материал
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Задание 1: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте.
Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
Там, где растут розы, растут и шипы.
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
Задание 2: по данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.
Дополнительное задание: запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).
1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.
2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.
3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.