Урок русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"
Урок русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"
Цель:
Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.
Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах.
Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"»
Тема: Обособленные обстоятельства
Цель:
Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.
Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах.
Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения» (в группах).
Каждой группе дается 15 предложений: 5 – с обособленными определениями, 5 – с обособленными приложениями, 5 – с обособленными обстоятельствами (они затем будут использованы при работе над темой урока). 2 листа бумаги с заголовками: «Обособленные определения» и « Обособленные приложения», третий лист – чистый. Учащиеся, расставив знаки препинания в предложениях и выделив обособленные члены, наклеивают их или прикрепляют с помощью степлера на соответствующий лист. Оценка выставляется группе, получают ее путем взаимопроверки.
3. Новая тема. На доске на месте темы «?»
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, у вас осталось 5 «лишних» предложений. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?
Прежде чем перейти непосредственно к изучению темы сегодняшнего урока, давайте определим, о чем же мы будем сегодня говорить.
Вспомните: что такое обособление? С какими видами обособленных членов предложения мы уже знакомы? Что называется обстоятельством? Чем может быть выражено обстоятельство?
Упражнение 280.
Попробуйте подобрать свои примеры. Если затрудняетесь, обратитесь к предложениям, оставшимся после выполнения проверочной работы.
На доске (вывешиваю на листах):
Собака грызла кость, ворча.
Блестя на солнце, снег лежит.
Несмотря на ранний час, улицы были полны народа.
Я сидел молча.
К доске выходят по одному представителю от каждой группы. Их задача – подчеркнуть обстоятельства, определить, чем они выражены и к какому слову относятся.
Вывод: обособляются обстоятельства, выраженные..., не обособляются...
А теперь проверим правильность наших выводов. Для этого обратимся к учебнику стр. 163–164, параграф 34.
– Теперь, вспомнив о том, что есть разные виды памяти, которые должны быть задействованы, если мы действительно хотим запомнить материал, обратимся к таблице, включив тем самым зрительную память.
Один ученик (по желанию) выходит к доске и проговаривает материал, работая по таблице.
4. Тренировочные упражнения (закрепление).
1) Теперь я прошу обратить ваше внимание на 1-й и 4-й примеры. Давайте подумаем, с помощью каких приемов можно отличить одиночное деепричастие от деепричастия, превратившегося в наречие образа действия? (Вопрос, интонация, перестановка). Потренируемся?
1-я группа.
Читать лежа вредно.
Лежа на песке, мы слушали шум прибоя.
2-я группа.
Я хорошо знал, где лежит моя любимая книга, и мог взять ее не глядя.
Не глядя на доску, трудно играть в шахматы.
Теперь, я надеюсь, вы не ошибетесь? 2) Чтобы немного переключиться, давайте рассмотрим интересные случаи построения предложений с обособленными обстоятельствами.
«Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь, отправился в дальнейший путь». Найдите в этом предложении, взятом из басни Ивана Андреевича Крылова, подлежащее. Типичен ли такой порядок слов для русского языка?
«Он морщит лоб, не в силах понять написанное». Что это за обособление? Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота «будучи не в силах понять написанное», в котором деепричастие играло вспомогательную роль и поэтому исчезло без ущерба смыслу.
3) На этом этапе слабые ученики получают индивидуальные карточки.
Класс продолжает работу. Задание – составить предложение с данными деепричастными оборотами, причем 1-я группа ставит оборот в начале предложения, 2-я группа – в конце.
Обороты:
Побродив по лесу
Вернувшись домой
Проплывая самое глубокое место
Улыбаясь
Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и расставлять знаки препинания.