Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. В школе прозвенел звонок, В класс бежим мы со всех ног. Знает каждый назубок – Начинается урок. (слайд 1) | Включение в деловой ритм. Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. | Дети хором читают стих | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: умение организовывать свое рабочее место |
Формулирование учебной задачи. Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. -Прочитайте выделенные словосочетания. В школе прозвенел звонок, В класс бежим мы со всех ног. Знает каждый назубок – Начинается урок. (слайд 1) - Что они обозначают? Можно ли их заменить другим словом? Как называют подобные выражения? ( В русском языке есть выражения, которые не создаются в момент говорения, а всегда употребляются готовыми, такие сочетания слов называются устойчивые выражения) - А зачем люди употребляют в своей речи устойчивые выражения? (они нужны для того, чтобы яснее и образнее выражать свои мысли) -Давайте определим тему и цели урока. Тема урока: Что такое устойчивые выражения ( слайд 2) | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, делают выводы. Ставят цели, уточняют тему урока. | Познавательные: делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: слушает и понимает речь других; Регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
Открытие новых знаний Цель: развивать умение объяснять значение устойчивых выражений, вырабатывать навыки пользования различными фразеологическими словарями. Работа по учебнику С. 113, упр.103, правило. Знакомство со словарём. -Где можно узнать значение непонятного выражения? -Как этот словарь обозначен в нашем учебнике? Почему выбрана именно буква «Ф»? Введение термина «фразеология» (это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов). (слайд 3) Знакомство с большим фразеологическим словарём. Как вы думаете, откуда берутся фразеологизмы (знакомство с литературными фразеологизмами) (слайд 5) Работа в парах. Определить значение фразеологизмов по словарю. (индивидуальные карточки №1, см. Приложение) ФИЗМИНУТКА IV. Первичное усвоение новых знаний Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и соотнесение работы с эталоном для самопроверки. Работа в группах (повторение правил работы в группе) 1. Заменить выделенные слова фразеологизмами. (индивидуальные карточки №2) 2. Найти ошибки в употреблении фразеологизмов. (индивидуальные карточки №3) 3. Фразеологический зверинец (слайд 6). (Очень часто для того, чтобы более точно описать поступки или характер человека мы сравниваем его с животными. Такие сравнения встречаются и в устойчивых выражениях, восстановите выражения.) Проверка: сравнение с образцом (слайд 7) 4. Подобрать к картинкам фразеологизмы (слайд 8). Резерв: «Происхождение фразеологизма» (каждая группа представляет историю одного выражения) V. Первичная проверка понимания (самостоятельная работа) Найти пары фразеологизмов – синонимов (слайд 9) Резерв: Р.т. С.72, упр.78 (самостоятельно) | Организует учащихся по исследованию нового знания. Создает проблемную ситуацию. Фронтальная беседа Фронтальная проверка Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Фронтальная проверка Самопроверка. Фронтальная проверка Взаимопроверка | Составляют план достижения цели и определяют алгоритм выполнения задания Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, делают выводы. Работают в парах. Работа в группах Самопроверка, соотнесение с эталоном. | Регулятивные: планирование , прогнозирование Познавательные: построение логической цепи рассуждений Предметные: учить первичному умению оценивать правильность выбора Коммуникативные: договаривается и приходит к общему решению при работе в паре. Коммуникативные: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные: учить первичному умению оценивать правильность выбора |
VI. Рефлексия. Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности, сформировать личную ответственность за результаты своего труда. Теперь давайте подведем итог нашего урока. Оцените свою работу на уроке: (слайд 8) - если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе; - если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на себя; - если сидели, сложа руки, то продолжайте так сидеть. - Молодцы вы хорошо поработали и многое узнали. Как эти знания вам пригодятся в жизни? (слайд 10) Домашнее задание : С.114, упр.104 | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли |