Просмотр содержимого документа
«"Виды предложений по цели высказывания"»
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.
Цель урока: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, использовать предложение с учетом речевой ситуации.
Планируемые результаты
Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Предметные: распознавать виды предложений по цели высказывания; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей; употреблять и х в речевой практике.
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Ход урока
1.Оргмомент. Приветствие, запись числа.
2. Актуализация знаний.
Работа с текстом (раздаю текст ученикам.)
Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?
Текст
Ученики читают текст.
С середины лета и до поз..ней осени в л..сах ст..ит гр..бная пора Большими семьями селят..ся около пней опята А где растет белый гриб Он прячется между м..л..дыми сосенками и елями Отправляйтесь в лес за грибами.
Докажите,что это текст.
Определите тип речи (повеств.,описание,рассуждение)
К какому стилю он относится (разговорн.,художеств.)
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
Объясним правописание слов
Проверьте себя ,сверяясь с образцом.
– Ребята, кто допустил ошибки при расстановке знаков препинания.
Почему в конце одних предложений ставится точка, а в конце других ! ?
Вы видите, что каждое предложение произносится с определенной целью, т. е. эти предложения разные по цели высказывания.
Как вы думаете ,на какие группы можно поделить предложения.
Поставьте перед собой цель, чему мы должны научиться на уроке:
дети….
учитель Узнать, на какие виды делятся предложения по цели высказывания?
Чем эти предложения между собой отличаются?
Правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
Какова же тема урока: виды предложений по цели высказывания
3.Я вам предлагаю материал для наблюдений на рабочих листах, определите, в каких предложениях а)сообщается о чем- либо, б)содержится вопрос в)выражается просьба, приказ:
1.Обязательно прочитайте « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
2.Ребята с большим интересом прочли « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
3.Вы читали « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина?
4.Расскажите мне об А.С.Пушкине.
Прочитайте предложение, в котором
-сообщается о чем- либо
-содержится вопрос
-выражается просьба, приказ
Материал для справок:
Давайте попробуем сделать вывод:По цели высказывания предложения могут быть …., …. и …….. В повествовательных предложениях ……содержится какая-либо информация. Побудительные предложения……… побуждают к действию. Это может быть совет, …., …..В вопросительных предложениях содержится ……
4.Работа с учебником.
Давайте откроем учебники и прочитаем правило (чтение правила)
Правильно мы сделали вывод?
Ребята прочитайте еще раз правило и задайте вопрос одноклаксснику.
Составить разные по цели высказывания предложения на тему «осенние листья»
8.Д\з выучить правило с.70 упр149
Выставление оценок.
9.Рефлексия:
Чтобы пероанализировать свою деятельность,продолжите предлшожения:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Мне было интересно, когда …
Рабочий лист
1.Текст Задание: Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
С середины лета и до поз..ней ос..ни в л..сах ст..ит гр..бная пора Большими семьями селят(?)ся около пней опята А где растет белый гри.. Он прячется между м..л..дыми сосенками и елями Отправляйтесь в лес за грибами
2
Предложение
Цель высказывания
1.Обязательно прочитайте « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
2.Ребята с большим интересом прочли « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
3.Вы читали « Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина?
4.Расскажите,пожалуйста, мне об А.С.Пушкине.
А) -сообщается о чем- либо
Б)-содержится вопрос
В)-выражается просьба, приказ
Материал для справок:
Давайте попробуем сделать вывод:По цели высказывания предложения могут быть …., …. и …….. В повествовательных предложениях ……содержится …………..информация.. Побудительные предложения………… к действию. Это может быть совет, …., …..В вопросительных предложениях содержится ……
Тест
Задание #1
Вопрос: Укажите, где правда, а где ложь.
__ мы общаемся при помощи предложений
__ все предложения состоят из нескольких слов
__ предложения выражают законченную мысль
__ слова в предложении связаны только по смыслу, но не грамматически
Задание #2
Вопрос: Выберите то, что обязательно должно быть в любом предложении.
1) подлежащее и сказуемое 2) знак препинания в конце предложения
3) интонация завершённости 4) однородные члены
Задание #3
Вопрос: Укажите, где правда, а где ложь.
__ в предложении обязательно должна быть грамматическая основа
__ грамматическая основа всегда состоит из двух членов
__ грамматическая основа может состоять из одного члена
__ главные члены предложения - это такое словосочетание
Задание #4
Вопрос:Для чего нам нужна интонация завершённости в предложении?
1) с ее помощью мы устанавливаем границы предложения
2) с ее помощью мы обозначаем грамматическую основу предложения
3) с ее помощью мы обозначаем ключевое слово в предложении
4) с ее помощью мы обозначаем важность предложения в общении
Задание #5
Вопрос: Выберите знаки завершения, которые могут стоять в конце предложения.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) ? 2) ! 3) . 4) ... 5) ,
Задание #6
Вопрос:Посмотрите на сочетания слов. Некоторые из них могут стать предложениями. Укажите такие сочетания слов.