Время глагола. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. 1-курс, Т?-511
Время глагола. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. 1-курс, Т?-511
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, научить правильно употреблять глаголы в речи, создать условия для осознания и осмысления знаний по данной теме, выработать умение определять морфологические признаки глагола, оценить уровень подготовленности.
Воспитательная: содействовать воспитанию групповых навыков работы, воспитать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи, воспитывать интерес учащихся к изучению русского языка.
Развивающая: развитие мыслительной и творческой деятельности, речи учащихся, расширение и обогащение словарного запаса, логического мышления учащихся при изучении материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: Урок обобщения и закрепления полученных знаний
Тема урока: Время глагола. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.
Цели урока:
Образовательная: закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, научить правильно употреблять глаголы в речи, создать условия для осознания и осмысления знаний по данной теме, выработать умение определять морфологические признаки глагола, оценить уровень подготовленности.
Воспитательная: содействовать воспитанию групповых навыков работы, воспитать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи, воспитывать интерес учащихся к изучению русского языка.
Развивающая: развитие мыслительной и творческой деятельности , речи учащихся, расширение и обогащение словарного запаса, логического мышления учащихся при изучении материала.
Методы проведения: словесный, наглядный, частично-поисковый
Форма проведения: нетрадиционная(урок- соревнование)
Межпредметная связь: казахский язык, английский язык, русская литература, казахская литература, основы технологии.
Литература :
Основная: 1.З.К.Садыкова. Русский язык для учащихся 1-курса с казахским языком обучения средних профессиональных учебных заведений. Шымкент-2011 2.У.А.Жанпейс А.А.Майбалаева Руский язык Алматы «Мектеп» - 2014 Дополнительная : 1.В.С.Гетманова Пособие по русскому языку Шымкент - 2005. 2.М.Т.Баранов Т.А.Костяева А.В.Прудникова Русский язык Москва – 1981 3.С.И.Ожегов. Словарь русского языка Москва 1983 4.Русско-казахский словарь. Алматы-1981
Ребята, вам тепло? - Да! В аудитории светло? - Да! Прозвенел уже звонок? - Да! И закончился урок? - Нет! Только начался урок? - Да! Хотите учиться? -Да! Значит можно садиться! Я всем желаю успехов!
II.Сообщение целей и плана работы на уроке.Инструктаж об организации работы.
III.Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности
Что без меня предметы Лишь названия. А я приду – все в действие придет. Люди строят здания Летит ракета Цветут сады, И хлеб в полях растет.
- О какой части речи пойдет разговор на уроке? - Что такое глагол? IV . Проверка усвоения знаний, умений, навыков. Вопросно-ответная беседа.
Что является основным у глагола? Что обозначают глаголы в форме прошедшего времени Как связаны друг с другом время и вид глагола? Когда же употребляется форма настоящего времени?Что показывают формы будущего времени? Что такое спряжение? Сколько спряжений в русском языке?Какие глаголы относятся к I-спряжению?Какие глаголы относятся к II-спряжению? Разноспрягаемые глаголы.Особоспрягаемые глаголы. Какие действия обозначают безличные глаголы?
V. Самостоятельная работа студентов.
1. Работа по учебнику. Стр. 82. Упражнение 2.
Образуйте форму мужского и женского рода прошедшего времени от данных глаголов.
Спишите, подчеркивая безличные глаголы в предложениях.
Мало-помалу темнеет. Широкий пруд дышит на нас прохладой. Прохладой веяло и от широкого обрывистого берега, становилось свежее и как будто светлее. Уже светало; на песчаном обрыве выше пристани обозначился сосновый лес. В лесу было тихо. Всё блестит, дымится, каплет. Свежим ветерком пахнуло с моря. Мне пришлось идти вдоль сада. К утру похолодало.
2. Работа по тексту. Кем быть?
Вопрос «Кем быть?» неизбежно встает перед каждым из нас. Но выбор профессии – сложный и ответственный шаг. Молодежь ищет в работе что-то привлекательное, творческое. И это справедливо. Не поэтому ли многие из вас обращают свои взоры в сторону профессий, связанных с кибернетикой, геологией, журналистикой, театром? И всегда ли на первое место ставится содержание профессий? Что ж, это хорошо – быть артистом, геологом. Но все же главное – не кем быть, а каким быть, основное – не столько профессия, сколько сам человек, посвятивший себе этой деятельности. Можно стать артистом, но, не имея таланта, не гореть, а тлеть на этом поприще, занимая чужое место.
VI. Специальные задания.Разделение группы на 2 команды.
1-задание. «Лучший наборщик». Составить предложения из набора слов:
1) туризма, колледж, в селе, Тюлькубасский, им. Т. Рыскулова, агробизнеса, находится. 2) рано, на работу, Даулетов Бахыт Бейсенбаевич, директора, приходит, Заместитель, очень. 3) заведует, «Технология и организация производства продукции предприятий питания», Уразбаева Зейнегуль Ергалиевна , Отделением. 4) Включает, Учебный, кабинеты, комплекс, современными, обучения, техническими, оснащенные, средствами. 5) спортивный зал, имеются, учебные мастерские, В колледже, библиотека. 6) проводим, колледжа, различные, В актовом зале, мероприятия, мы.
2-задание. «Зоопарк». Назвать название животного на русском, казахском, английском языках. 1.Каркает, летает, ворует (ворона – қарға - crow) 2.Шипит, ползает, извивается (змея – жылан - snake) 3.Хрюкает, чавкает, валяется(свинья - шошқа - p ig) 4.Кукарекает, будит нас по утрам (петух –әтеш – cock) 5.Мычит, бодается, дает молоко (корова – сиыр – cow) 6.Мяукает, вылизывается, лакает молоко (кошка – мысық – cat)
3-задание. «Найди вторую половинку» (Фразеологическая копилка)
Бить баклуши Бездельничать, заниматься пустяками Болеть душой Сильно переживать, волноваться Втирать очки Вводить кого-либо в обман, в заблуждение Делать из мухи слона Необоснованно преувеличивать что-либо Задирать нос Слишком важничать, зазнаваться Марать бумагу Писать бездарно, неумело Мозолить глаза Надоедать, раздражать постоянным присутствием Наломать дров Наделать грубых ошибок Обводить вокруг пальца Ловко обманывать, проводить кого - либо Строить воздушные замки Придумывать нереальные планы Уносить ноги Спасаться бегством, убегать, удирать Чесать язык Говорить зря, заниматься болтовней Шевелить мозгами Серьезно думать, как следует соображать Щелкать зубами Испытывать сильный голод
4-задание. Тестовые работы.
1. Глагол отвечает на вопросы:
А) что делать? Б) какой? В) когда?
2. Глагол как часть речи обозначает:
А) признак предмета Б) действие или состояние предмета В) предмет
3. Изменение глагагола по лицам и числам называется:
А) спряжением Б) склонением В) изменением по временам
4. Укажите ряд, в котором все глаголы 2-спряжения:
2.Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:
А) спешишь, не спеши, сходи-ка Б) не уходи, сходил бы, уйди В) варю, буду варить, сварился
3.Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени: А) ждал, опаздывал, нес Б) будешь ждать, не опоздаю, уйду В) согнули, успели, запру 4.Укажите наклонение глагола, который обозначает действие, возможное при каком-либо условий, но неизвестно произойдет оно или нет: А) сослагательное(условное) Б) повелительное В) изъявительное 5.Укажите неправильно образованную форму глагола: А) поезжай Б) съезди В) ехай
5-задание. «Словесный волейбол»(Проспрягать глаголы) 6-задание. Решение кроссворда «Декабрь»
1)Кто приходит зимой поздравлять ребятишек? 2)Тонкий, снежный слой на деревьях. 3)Какую обувь носят фигуристы во время катания на льду? 4)Верхняя зимняя одежда из меха. 5)В футболе мяч, а в хоккее … 6)Внучка Деда Мороза. 7)Один из зимних месяцев.
7-задание.«Украшение новогодней ёлочки» (К русским пословицам подобрать сходные по значению казахские) Наука – море, а знание – лодка Ғылым – теңіз, білім – қайық Человек , который не владеет знаниями, что цветы, которые не имеют запаха. Білімі жоқ ұл – жұпары жоқ гүл Сдружишься с наукой – всего достигнешь, сдружишься со злом – голову потеряешь. Ғылыммен жақын болсаң , қолың жетер, зұлыммен жақын болсаң, басың кетер Жизнь – самый мудрый учитель. Өмірдің өзі – ұлы ұстаз Дни учения горьки, да плоды его сладки. Білімнің басы бейнет, соңы - зейнет Победит одного тот, кто силен, тысячу – тот, кто умен Білек бірді, білім – мыңды жығады В книгах – знание, в знании сила. Күш –білімде, білім – кітапта Без учения нет знаний, без знаний нет жизни. Оқусыз - білім жоқ , білімсіз - күнің жоқ VII. Комментирование и выставление оценок. Поощрение команд. VIII.Подведение итогов урока. Рефлексия. IX.Задание на дом. Написать мини –сочинение на тему «Что значит быть добрым?», используя опорные слова –глаголы: любить, дружить, понимать, уважать, жалеть, прощать, доверять, сочувствовать.
Преподаватель:______________ Б.Н.Сапаргалиева
Кем быть?
Вопрос «Кем быть?» неизбежно встает перед каждым из нас. Но выбор профессии – сложный и ответственный шаг. Молодежь ищет в работе что-то привлекательное, творческое. И это справедливо. Не поэтому ли многие из вас обращают свои взоры в сторону профессий, связанных с кибернетикой, геологией, журналистикой, театром? И всегда ли на первое место ставится содержание профессий? Что ж, это хорошо – быть артистом, геологом. Но все же главное – не кем быть, а каким быть, основное – не столько профессия, сколько сам человек, посвятивший себе этой деятельности. Можно стать артистом, но, не имея таланта, не гореть, а тлеть на этом поприще, занимая чужое место.