kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.А.Сухомлинский сказал в своей книге «Сердце отдаю детям» - истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

При изучении технологии в школе важно создать условия для возможного более полного развития творческих способностей учащихся. Этому способствует включение в учебный план специального раздела «Проект». Проект – это метод обучения он предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Основные принципы теории проектного обучения отражены в работах Виктора Дмитриевича Симоненко, Натальи Викторовны Матяш и др. именно по учебникам этих авторов мы и учимся.

Цель проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения(умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Теоретические позиции проектного обучения.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания-ученик, содействие развитию его творческих способностей;

-образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное освоений базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

  Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальное процессы, объекты. Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. 

Педагогическое руководство проектной деятельностью сводится к следующему:

  • Организации и подготовки учебно-материальной базы
  • Разработке дидактического материала
  • Подбору творческих заданий для предложения их учащимся
  • Наблюдение за ходом работы учащихся и стимулированию учебно-трудовой деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение метода проектов на уроках технологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Торжка «Средняя общеобразовательная школа №4»










Применение метода проектов на уроках технологии



Учитель «Технологии»

Ефремова Л.П.




2014

В.А.Сухомлинский сказал в своей книге «Сердце отдаю детям» - истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

При изучении технологии в школе важно создать условия для возможного более полного развития творческих способностей учащихся. Этому способствует включение в учебный план специального раздела «Проект». Проект – это метод обучения он предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Основные принципы теории проектного обучения отражены в работах Виктора Дмитриевича Симоненко, Натальи Викторовны Матяш и др. именно по учебникам этих авторов мы и учимся.

Цель проектного обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения(умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Теоретические позиции проектного обучения.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания-ученик, содействие развитию его творческих способностей;

-образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное освоений базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальное процессы, объекты. Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения.

Педагогическое руководство проектной деятельностью сводится к следующему:

  • Организации и подготовки учебно-материальной базы

  • Разработке дидактического материала

  • Подбору творческих заданий для предложения их учащимся

  • Наблюдение за ходом работы учащихся и стимулированию учебно-трудовой деятельности

Следует учесть, что некоторые учащиеся не могут выполнять творческие проекты. Для них лучше давать творческие задания по образцу. При организации работы учащихся возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Так на уроках кулинарии это дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей их отстаивание, но и тоже время терпимость к чужой точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества. В начале среднего звена при изучении темы «Сервировка стола к завтраку» определённые группы сервируют столы, приготовляет какое то блюдо (бутерброды и горячие напитки или салат), используя знания полученные на предыдущих уроках.

Чтобы завтрак выглядел более аппетитно, нужно использовать необходимую посуду, украсить блюдо, правильно положить приборы, составить технологическую карту. Для этого необходимо использовать дополнительную литературу, проконсультироваться с мамой, бабушкой.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определенные этапы деятельности учащихся.

I. Слайд «Классификация школьных проектов (по В.Д.Симоненко)»

II. Памятка учащегося по выполнению проекта.

III. Деятельность учащихся при выполнении проектов. «Петля дизайна»

IV. Этапы проекта.

  1. этап – поисковый.

По времени самый короткий, но он важен для достижения ожидаемых результатов.

Не каждая девочка способна сама выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов».

Т.к. необходимой техники в кабинете нет, то материал находится в печатной форме и при необходимости можно к нему обратиться.

На первом занятии я на конкретном примере объясняю поиск проблемы Приложение 3. « Схема поиска проблемы»

В результате совместного обсуждения вскрываются противоречия, ограничения недостатки и формулируется проблема. Далее организуется самостоятельная работа учащихся по поиску проблем в выбранном направлении. В результате исследования учащиеся выявляют и анализируют имеющиеся проблемы. Под моим руководством составляем план выполнения проектов и указываем конкретные сроки этапов и результаты деятельности.

Приложение4. «Планирование проектной деятельности»

Сбор информации на этом этапе направлен на пополнение знаний учащихся по выбранной проблеме.

Источником могут являться:

  • книги, журналы, справочники, сайты в интернете и т.д.

  • аналоги (ранее изготовленные)

  • эксперты (квалификационные специалисты, особо обращаем внимание на региональный компонент)

  • потребители

  1. этап – конструкторский.

Поиск оптимального решения задачи проекта.

На этом этапе осуществляется выдвижение идей и способов их выполнения. Для этого можно использовать «Звездочку обдумывания» для создания банка идей и предложений, поиграть в дизайнеров, используя так называемую клаузуру. Это немалый бумажный листок, на котором образ изделия в перспективе показан свободными рисунками, прорисовками частей деталей, отдельных элементов. Допускаются надписи, выделение цветом, даже наложение изображения.

Приложение 5. «Звездочка обдумывания»

Поставить цели и задачи проекта.

Приложение 6. «Цели проекта»

- занятия можно организовать по разному, в т.ч. в виде игры использовать различные методы поиска технических решений, метод каталога, фокальных объектов, метод мозгового штурма. (по принципу игры Что? Где? Когда?) Учащиеся, которым очень тяжело дается выполнение творческих проектных работ, получают задание на изготовление конкретного изделия. Например: в 7 классе только Алена Рожко и Панкина Алина изменили конструкцию ночной рубашки, а все остальные шьют без изменений.

III. этап – технологический.

На этом этапе происходит непосредственное изготовление изделия. Предварительно делается экономическая оценка изделия, причем в 5 классе производим только расчет материальных затрат, в 6-7 классах – расчет материальных затрат и зарплаты, а расчет амортизации и накладных расходов проводим в старших классах. Часто отведенного времени на выполнение изделия бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделия. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описанием, оформлением, можно выполнять дома. Мои ученицы некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.



IV.этап – защита проекта и его реклама.

Может проходить в устной форме перед всем классом презентацией. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку, для личных целей: украшения дома, подарка.

В мою задачу при выполнении проекта входит формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного контроля качества не только готового изделия, но и проверки в процессе выполнения каждой операции. Для этого составлены карты самоконтроля и учета успеваемости.

Приложение 7.

Для правильной самооценки своей работы используются критерии оценки знаний и нормы оценки практической работы, разработанные учителем.

( Показать карточку самоконтроля и карточку самооценки, критерии оценки.)

В начале урока ученица ставит себе оценку, на которую хочет работать.

В ходе работы ученица-консультант проставляет оценки. Учитель подводит итог, говорит об основных ошибках, показывает лучшие работы и как сработал прогноз.

Документация выполненного проекта оформляется в виде пояснительной записки.

Существуют определенные требования к оформлению пояснительной записки и разработаны критерии оценки готового проекта. По ним выставляем итоговую оценку.

Посмотрите, как правильно оформить пояснительную записку по пректу.

Громова Полина 8 класс

Тема: «Диванная подушка» на городской олимпиаде II место

Заключение:

Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности,а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».



  1. Литература



1. Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование.-2009.-№2.

2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.

3. Самородский П.С., Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2004г.

4. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.

5. Поделки из природных материалов. К.Е.Старадуб.,2006г

6. Еременко Т.И. «Иголка волшебница»- Москва: Просвещение ,1998






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод проекта

Автор: Ефремова Лариса Петровна

Дата: 21.07.2015

Номер свидетельства: 223265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Метод проектов в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(39) "mietod-proiektov-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424319779"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Психолого-педагогическое обоснование использования метода проектов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(110) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-obosnovaniie-ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203777"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542489"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Метод проектов в преподавании английского языка"
    ["seo_title"] => string(53) "mietod-proiektov-v-priepodavanii-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "264369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449687884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства