Действия учителя | Действия учениц |
1. Организационный этап (2 мин) |
Проверка наличия обучаемых, осмотр внешнего вида, состояния рабочих мест, проверка наличия письменных принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий, организация внимания. | Проверка готовности к уроку |
2. Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности |
Слово учителя: мы начинаем изучение темы «Технология вышивания». Тема урока «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка к вышиванию». Сообщение задач и мотивацию осуществляет с обращением к презентации урока. | |
4. Актуализация знаний (5 мин) |
Задает вопросы ученицам: Вы вышивали на уроках технологии в начальных классах? Какие швы вышивки вы уже умеете выполнять? Обобщает ответы. Раздает карточки с кроссвордом, предлагает ученицам его разгадать. | Отвечают на вопросы учителя. Разгадывают кроссворд. Проверяют правильность ответов. |
5.Ввод новых знаний (23 мин) |
5.1 Сообщения учениц |
Предлагает ученицам выступить с сообщениями | 1. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. В 18-20 веках вышивка входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. 2. Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. 3. В течении нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ в зависимости от условий создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиций. |
5.2 Физкультминутка |
Проводит физкультминутку в форме игры «Театр-экспромт»: Правила просты: изображайте действия персонажей. Придумаем композицию для вышивки: Погода стояла ясная и солнечная. Деревья протянули свои ветви навстречу солнышку (руки вверх). Вдруг набежала маленькая тучка, подул ветерок. Деревья закачались (наклоны влево, вправо с поднятыми руками). Листочки затрепетали (движения кистями рук). Но тучка быстро улетела. Опять стало тепло и спокойно (руки вверх – вдох, руки вниз - выдох) | Принимают участие в игре, выполняют движения разминочного комплекса. |
5.3 Инструменты и материалы для вышивки |
Эвристическая беседа: - На каких тканях можно выполнять вышивку? -Счетные вышивки удобнее выполнять на каких тканях? - Какие нитки используются для вышивания? - Если нитка толще ткани, вышивка получится красивее? - От толщины ткани будет зависеть выбор толщины нитки? - Каким инструментом вышивают? - От вида иглы зависит качество и удобство выполнения работы? - Чем можно защитить рабочий палец от прокола иглой? - Какой инструмент требуется для обрезания нитки? - Что используют для предохранения вышивки от деформации? - Что требуется при определении размеров ткани, разметки узора на ней? - Какая бумага годится для перевода рисунка из книги, журнала? - При помощи какой бумаги можно перевести рисунок с кальки на ткань? - Какая бумага облегчит процесс изменения размера рисунка? Обобщение и дополнение ответов учениц: Для вышивки пригоден любой материал. Ткани полотняного переплетения, а также канва удобны для счетных вышивок. Для вышивания годятся нитки мулине, шерстяные и шелковые нитки. Чем толще ткань, тем толще нитки. Вышивка получается красивее, если нить чуть толще ткани. Используются иглы № 0 – 12. Хлопчатобумажные ткани удобнее вышивать иглами № 2-3, короткими с длинным ушком. Кроме этого, для работы требуются наперсток, ножницы с острыми и скругленными концами, пяльцы. Пяльцы бывают круглые и квадратные, деревянные, пластмассовые или металлические, диаметром 20, 40 см. В операциях подготовки к вышиванию потребуются линейка, сантиметровая лента, калька, копировальная и миллиметровая бумага. | Отвечают на вопросы учителя, слушают дополнения к своим ответам. |
5.4 Организация рабочего места. Техника безопасности (6 мин) |
Эвристическая беседа: - Какой рукой мы держим инструменты? Правой. Укладка с инструментами должна быть справа. - В какой руке мы держим пяльцы с тканью? В левой. Материалы должны находиться слева. - Листы с узорами удобнее хранить в …? В папке. - Как нужно сидеть, чтобы меньше уставать? Корпус слегка наклонен вперед, поясница опирается на спинку стула, от глаз до работы 30-35 см, свет падает сверху слева. - Расскажите правила безопасной работы с иглами. - Расскажите правила безопасной работы с ножницами. | Отвечают на вопросы учителя, слушают дополнения к своим ответам. |
5.5 Технология процесса подготовки к вышиванию |
Дает задание ознакомиться с памяткой, вложить памятку в свою тетрадь | Знакомятся с памяткой. |
5.6 Разметка рисунка на ткани |
Показ презентации, приемов нанесения, основных линий в зависимости от месторасположения рисунка. | Смотрят презентацию, показ действий учителем. |
5.7 Перевод рисунка на ткань |
Показ презентации и одного из способов перевода рисунка на ткань. Рассказ о других способах: прошивание по бумаге, подсвечивание снизу или через окно, припорохом. | Смотрят презентацию, показ действий учителем. |
5.8 Изменение размеров рисунка |
Показ презентации с пояснением: рисунки часто требуется уменьшить или увеличить. Для этого удобно пользоваться растровой бумагой (миллиметровкой). Если такой бумаги нет, то вычерчивают сетку с клеточками самостоятельно. Задание: найти в инструкционной карте определение растровой бумаги. | Смотрят презентацию, находят в инструкционной карте определение растровой бумаги. |
5.9 Заправка ткани в пяльцы |
Дает задание: по слайду презентации и инструкционной карте ознакомится с правилами заправки ткани в пяльцы, объяснить их. | Выполняют задание учителя. |
5.10 Способы закрепления нитки на ткани без узла |
С помощью презентации и показа инструкционной карты объясняет материал: изнаночная сторона вышитого изделия должна быть такой же аккуратной, как и лицевая. Совершенно недопустимы узлы, беспорядочные переходы нитей, незакрепленные концы. При вышивании одинарной ниткой ее закрепляют несколькими маленькими стежками, или оставляют на лицевой стороне конец нити, который потом закрываю вышивкой. Если вышиваю ниткой, сложенной вдвое, то ее вдевают в иглу двумя концами, делают маленький стежок и продевают в петлю, образовавшуюся на другом конце нити. По окончании вышивания нить пропускают под выполненными стежками с лицевой или с изнаночной стороны и аккуратно обрезают. | Смотрят презентацию, инструкционные карты, слушают пояснения учителя. |
6. Формирование умений и навыков |
6.1 Вводный инструктаж |
Объясняет задание, последовательность выполнения действий, правила работы с карточкой контроля, напоминает о соблюдении правил безопасности. | Знакомятся с инструкционной картой, карточкой контроля. |
6.2 Практическая работа (37 мин) |
Оказывает педагогическую помощь с учетом индивидуального стиля работы учениц. Создает атмосферу доверия и поддержки. Корректирует слабые стороны личности. | Выполняют практическую работу, осуществляют само- и взаимоконтроль. |
7. Обобщение и закрепление знаний (3 мин) |
7.1 Выделение основных понятий урока |
Задает вопросы: - Какие виды вышивки вы запомнили? - Какие инструменты необходимы при вышивальных работах? - Что представляет собой растровая бумага? Её другое название? - Какие операции включает подготовка к вышиванию? | Вспоминают изученный на уроке материал, отвечают на вопросы учителя. |
7.2 Выполнение заданий по выбору на закрепление материала |
Дает задание ознакомиться с заданиями по выбору, сделать выбор, выполнить задание | Выполняют задание по выбору. |
8. Анализ и оценка итогов работы (2 мин) |
Отмечает, достигнута ли цель урока, характеризует работу учениц на уроке, продуктивность само-и взаимоконтроля, отмечает проявление инициативы, творчества, самостоятельности. Объявляет оценки за урок. | Анализируют результаты своей работы на уроке. |
9. Определение и разъяснение домашнего задания (2 мин) |
Дает домашнее задание, поясняет правила его выполнения | Записывают домашнее задание в дневник, получают карточки. |
Для изменения размера рисунка используют растровую бумагу или, если ее нет, вычерчивают лист с клеточками.
Воспроизведи линии рисунка клетка за клеткой, расширяя или сужая их.
1. Чем вышивались самые старые вышивки на Руси?
2. Какой шов используется в вышивке?
3. Какой из способов используется для перевода рисунка на ткань?
4. Какой из способов используется для закрепления нитки на ткани при вышивании?
2. гобеленовый
3. припорохом
4. мелкими стежками