Образование в Казахстане предусматривает приобретение учащимися за время обучения в школе адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных реальных возможностях, активного их развития, формирования потребностей и умения включатся в общественно-производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. В 21 веке формируется новое технологическое общество - «общество знаний», в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности. Осознание этого факта привело в конце минувшего века к появлению в учебных планах школ большинства развитых стран мира новой образовательной области - «Технологии», в обязательном порядке изучающейся в учебных заведениях Великобритании, Франции, Германии, Израиля и других стран, широко использующих высокие технологии. Наличие «Технологии» в учебном плане общеобразовательных учреждений активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, поскольку этот предмет учит детей решать постоянно возникающие жизненно важные задачи в процессе выполнения проектов и тем самым готовит их к самостоятельной трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цель технологического образования в 21 веке»
Статья Поберевской Нелли Брониславовны
учителя технологии высшей категории
школы-гимназии №3 г.Астаны
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Важность технологической культуры молодёжи в настоящее время признаётся во всём мире. В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования в XXI веке:
- научить учиться (учиться познавать),
- научить создавать (практическая направленность обучения),
- научить жить (культура дома, технологии ведения дома, здоровый образ жизни),
- научить жить вместе (культура человеческих отношений, уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповеданий).
В настоящее время технологическое образование школьников становится таким же важным направлением образования, как гуманитарное и естественнонаучное. Концепция этой образовательной области исходила из определения технологии как науки о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека и ставила своей целью знакомство школьников с рядом технологий преобразования материалов (древесины, металла, тканей, пищевых продуктов), энергии (электротехника и электроника) и информации, а также творческое и эстетическое развитие учащихся в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов.
Образование в Казахстане предусматривает приобретение учащимися за время обучения в школе адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных реальных возможностях, активного их развития, формирования потребностей и умения включатся в общественно-производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. В 21 веке формируется новое технологическое общество - «общество знаний», в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности.
Осознание этого факта привело в конце минувшего века к появлению в учебных планах школ большинства развитых стран мира новой образовательной области - «Технологии», в обязательном порядке изучающейся в учебных заведениях Великобритании, Франции, Германии, Израиля и других стран, широко использующих высокие технологии. Наличие «Технологии» в учебном плане общеобразовательных учреждений активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, поскольку этот предмет учит детей решать постоянно возникающие жизненно важные задачи в процессе выполнения проектов и тем самым готовит их к самостоятельной трудовой деятельности.
В развитых странах «Технология» включена в перечень 4-5 обязательных предметов для всех учащихся,т.к. она направлена на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд. Придя на смену традиционному трудовому обучению, технология стала обязательной для изучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.
Термин «технология» появился в XVIII веке, хотя с момента возникновения человеческого общества люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности. В настоящее время широко используются традиционное и современное определения технологии. Технология (традиционное понятие) – знания (логия) о последовательности действий человека и необходимом оборудовании при преобразовании материалов (веществ), энергии и информации по плану и в интересах человека. Технология (современное определение) – это наука о преобразовании материалов (веществ), энергии, информации по плану и в интересах человека.
Наука технология – вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных знаний о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описания, анализ и оптимизация преобразующей деятельности.
Технологическая революция 21 века и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуется как хорошо развитые производственные функции, так и способности, умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться во время обучения и профессиональной деятельности.
Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден 4-5 раз менять профессию. Отсюда следует, что именно в школе учащиеся должны получить широкий кругозор, научиться решать творческие задачи в процессе выполнения проектов, реально оценить свои способности и выбрать направление профессиональной деятельности. Поэтому необходима широкая допрофессиональная подготовка школьников, их знакомство с миром технологий, овладение ими технологической культурой.
«Технология» – основная практико-ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, ее нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегральное начало, заложенное в концепции модернизации современной школы. На этой основе у учащихся формируются умения видеть, ставить и решать актуальные проблемы улучшения окружающей жизни.
Эта образовательная область раскрывает общие принципы деятельности человека с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации, формирует готовность к труду, культуру труда, культуру работы с информацией и графическими образами, умение работать в коллективе, способствует их творческому, экологическому и эстетическому (дизайнерскому) развитию. Именно в этой образовательной области наиболее успешно реализуется творческая проектная деятельность, раскрывающая большие возможности развития школьников для самостоятельного продвижения их от идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации.
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры человечества. Данный учебный курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что несомненно соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. Только технология дает возможность реализовать сквозные линии в экономическом, экологическом, правовом, предпринимательском образовании, позволяет учащимся дать навыки по преобразованию материалов, энергии, информации и обеспечивает их профессиональное самоопределение.
Важную роль в 21 веке стала играть технологическая культура человека. Основной задачей технологического образования является формирование технологической культуры, учитывающей различные общественные функции гражданина: труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося и состоящей из следующих компонентов:
культура труда – включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура – знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна – знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура – знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использование информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
предпринимательская культура – знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
культура человеческих отношений – знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид профессиональной деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
культура дома – знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
потребительская культура – знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
проектная культура – знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
В настоящее время становится ясным, что составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы, которые с одной стороны, должны расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности, а с другой стороны формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирования трудолюбия и уважения к труду, профессионального самооопределения школьников и подготовки их к будущей самостоятельной трудовой жизни.
Литература:
1. Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.,2013.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 2008.
3.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Издательство МГУ, 2005.
4. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 2011.
5. Оралбекова Т.Ш. Методическое руководство. Пособие для учителей. А., Атамура, 2011.