kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цель технологического образования в 21 веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Образование в Казахстане предусматривает  приобретение учащимися за время обучения в школе адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных реальных возможностях, активного их развития, формирования потребностей и умения включатся в общественно-производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. В 21 веке формируется новое технологическое общество - «общество знаний», в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности. Осознание этого факта привело в конце минувшего века к появлению в учебных планах школ большинства развитых стран мира новой образовательной области - «Технологии», в обязательном порядке изучающейся в учебных заведениях Великобритании, Франции, Германии, Израиля и других стран, широко использующих высокие технологии. Наличие «Технологии» в учебном плане общеобразовательных учреждений активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, поскольку этот предмет учит детей решать постоянно возникающие жизненно важные задачи в процессе выполнения проектов и тем самым готовит их к самостоятельной трудовой деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цель технологического образования в 21 веке»

Статья Поберевской Нелли Брониславовны

учителя технологии высшей категории

школы-гимназии №3 г.Астаны



ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ


Важность технологической культуры молодёжи в настоящее время признаётся во всём мире. В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования в XXI веке:

- научить учиться (учиться познавать),

- научить создавать (практическая направленность обучения),

- научить жить (культура дома, технологии ведения дома, здоровый образ жизни),

- научить жить вместе (культура человеческих отношений, уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповеданий).

В настоящее время технологическое образование школьников становится таким же важным направлением образования, как гуманитарное и естественнонаучное. Концепция этой образовательной области исходила из определения технологии как науки о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека и ставила своей целью знакомство школьников с рядом технологий преобразования материалов (древесины, металла, тканей, пищевых продуктов), энергии (электротехника и электроника) и информации, а также творческое и эстетическое развитие учащихся в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов.

Образование в Казахстане предусматривает приобретение учащимися за время обучения в школе адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных реальных возможностях, активного их развития, формирования потребностей и умения включатся в общественно-производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. В 21 веке формируется новое технологическое общество - «общество знаний», в котором технологические знания и умения стали основным ресурсом отдельной личности, предприятия и экономики в целом, технология стала элементом грамотности.

Осознание этого факта привело в конце минувшего века к появлению в учебных планах школ большинства развитых стран мира новой образовательной области - «Технологии», в обязательном порядке изучающейся в учебных заведениях Великобритании, Франции, Германии, Израиля и других стран, широко использующих высокие технологии. Наличие «Технологии» в учебном плане общеобразовательных учреждений активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, поскольку этот предмет учит детей решать постоянно возникающие жизненно важные задачи в процессе выполнения проектов и тем самым готовит их к самостоятельной трудовой деятельности.

В развитых странах «Технология» включена в перечень 4-5 обязательных предметов для всех учащихся, т.к. она направлена на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд. Придя на смену традиционному трудовому обучению, технология стала обязательной для изучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др.

Термин «технология» появился в XVIII веке, хотя с момента возникновения человеческого общества люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности. В настоящее время широко используются традиционное и современное определения технологии. Технология (традиционное понятие) – знания (логия) о последовательности действий человека и необходимом оборудовании при преобразовании материалов (веществ), энергии и информации по плану и в интересах человека. Технология (современное определение) – это наука о преобразовании материалов (веществ), энергии, информации по плану и в интересах человека.

Наука технология – вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных знаний о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описания, анализ и оптимизация преобразующей деятельности.

Технологическая революция 21 века и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуется как хорошо развитые производственные функции, так и способности, умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться во время обучения и профессиональной деятельности.

Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден 4-5 раз менять профессию. Отсюда следует, что именно в школе учащиеся должны получить широкий кругозор, научиться решать творческие задачи в процессе выполнения проектов, реально оценить свои способности и выбрать направление профессиональной деятельности. Поэтому необходима широкая допрофессиональная подготовка школьников, их знакомство с миром технологий, овладение ими технологической культурой.

«Технология» – основная практико-ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, ее нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегральное начало, заложенное в концепции модернизации современной школы. На этой основе у учащихся формируются умения видеть, ставить и решать актуальные проблемы улучшения окружающей жизни.

Эта образовательная область раскрывает общие принципы деятельности человека с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации, формирует готовность к труду, культуру труда, культуру работы с информацией и графическими образами, умение работать в коллективе, способствует их творческому, экологическому и эстетическому (дизайнерскому) развитию. Именно в этой образовательной области наиболее успешно реализуется творческая проектная деятельность, раскрывающая большие возможности развития школьников для самостоятельного продвижения их от идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации.

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры человечества. Данный учебный курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что несомненно соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. Только технология дает возможность реализовать сквозные линии в экономическом, экологическом, правовом, предпринимательском образовании, позволяет учащимся дать навыки по преобразованию материалов, энергии, информации и обеспечивает их профессиональное самоопределение.

Важную роль в 21 веке стала играть технологическая культура человека. Основной задачей технологического образования является формирование технологической культуры, учитывающей различные общественные функции гражданина: труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося и состоящей из следующих компонентов:

  • культура труда – включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;

  • графическая культура – знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;

  • культура дизайна – знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;

  • информационная культура – знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использование информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;

  • предпринимательская культура – знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;

  • культура человеческих отношений – знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;

  • экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид профессиональной деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;

  • культура дома – знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;

  • потребительская культура – знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;

  • проектная культура – знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

В настоящее время становится ясным, что составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы, которые с одной стороны, должны расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности, а с другой стороны формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирования трудолюбия и уважения к труду, профессионального самооопределения школьников и подготовки их к будущей самостоятельной трудовой жизни.


Литература:

1. Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.,2013.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 2008.

3.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Издательство МГУ, 2005.

4. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 2011.

5. Оралбекова Т.Ш. Методическое руководство. Пособие для учителей. А., Атамура, 2011.




4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Цель технологического образования в 21 веке

Автор: Поберевская Нелли Брониславовна

Дата: 27.12.2015

Номер свидетельства: 270707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "учебная программа "
    ["seo_title"] => string(21) "uchiebnaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "230053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441969936"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Архитектура Западной Европы в XI—XIII веках. "
    ["seo_title"] => string(48) "arkhitiektura-zapadnoi-ievropy-v-xi-xiii-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "141142"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418058551"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства