Для детей работа с кожей особенно интересна. Она приучает их быть более внимательными и ответственными, ведь им доверяют работать со спичками и свечой, с шилом, булавками, пинцетом.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд - когда они фантазируют и старательно вырезают сказочные элементы для своей будущей работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волшебный мир кожи. »
Волшебный мир кожи.
Для детей работа с кожей особенно интересна. Она приучает их быть более внимательными и ответственными, ведь им доверяют работать со спичками и свечой, с шилом, булавками, пинцетом.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд - когда они фантазируют и старательно вырезают сказочные элементы для своей будущей работы. А дело вот в чем. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.
В первую очередь надо научиться распознавать натуральную кожу. Она бывает овечья, свиная, телячья, козья и др. Как правило, в работе используется уже выделанная и прокрашенная.
Прокрас может быть в виде рисунка, полным или частичным. Натуральная кожа обугливается при обжиге (но не плавится, как искусственная). На ощупь бывает тонкая и мягкая (козья, овечья, т. е. одежная, сумочная и перчаточная) и гpубая - свиная, телячья, это чаще обувная кожа.
В основном кожа с одной стороны гладкая, глянцевая, с другой - ворсистая, рыхлая. Очень красива кожа велюр: на ощупь мягкая и податливая к любому изгибу, с лицевой стороны она гладкая и матовая, с изнанки - бархатистая. Есть кожа лакированная - очень блестящая и гладкая с одной стороны и шероховатая или плотно-матовая с другой. Замшевая кожа имеет ворсистую с обеих сторон поверхность. Чтобы научиться работать с кожей творчески, достаточно знать перечисленные выше сведения о ней.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ.
Для работы с кожей нам понадобятся такие предметы:
1. Хорошо наточенные ножницы любого размера. Лучше всего, если это будут хирургические ножницы со слегка загнутыми концами, а также маленькие маникюрные ножницы.
2. Нож сапожный.
3. Шило острое и тупое.
4. Пинцет для держания элементов изделий над пламенем свечи.
5.Шпатель дляклея. Можно применять старые вязальные спицы, ручку кисточки длярисования, использованные стержни для шариковых ручек и т.п.
6. Спички и свеча с подсвечником.
7. Клей ПВА, «Марс», «Момент» или любой другой, предназначенный длякожи.
8. Отходы натуральной кожи, декоративная искусственная кожа, натуральный мех (норка, песец и др.).
9. Застежки дляпояса, колье; булавки дляброшей; дужки длясережек и клипс.
10. Если речь идет об изготовлении панно, то понадобятся деревянные рамки, плотный картон дляосновы, ткань для обтяжки этой основы (лучше использовать хлопчатобумажные ткани).
Кожа служит человеку с тех пор, как он впервые завернулся в нее длятепла и удобства. Тонкая, легкая, эластичная натуральная кожа очень ценится. Искусственная кожа нe заменит натуральную, поэтому человек вынужден использовать кожу животных, мирясь с очевидными моральными издержками. Что же такое кожа?
Кожа натуральная - материал, который вырабатывается из шкур животных, в том числе морских зверей, рептилий и рыб; имеет волокнистое строение. Различают кожу обувную, шорно-седельную, техническую и одежно-галантерейную.
Кожа искусственная - полимерный материал промышленного производства. В зависимости от назначения, способа производства, структуры различают такие искусственные кожи: обувные резины, обувные и галантерейные картоны, мягкие кожи. Используют вместо натуральной кожи.
Для производства художественных изделий из кожи и меха применяют различные виды натуральных кож и мехов. Кожу получают из шкур крупного и мелкого рогатого скота, свиней и диких животных, а также используют кожу змей, ящериц и даже рыб.
Для изготовления декоративно прикладных изделий чаще всего применяется кожа растительного дубления и неокрашенная кожа, позволяющая использовать такие приёмы художественной отделки, как гравировка, тиснение, печать, батик, выжигание и роспись красками.
Из натуральных кож в производстве художественных изделий и
сувениров используют: велюр, выросток, замшу, опоек, сафьян, шеврет, шевро, свиную кожу, кожу экзотических животных и рептилий.
Сафьян - тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая растительным дублением обычно из козьих шкур, реже - из шкур овец, телят и жеребят.
Шеврет - красивая, плотная, эластичная кожа, выделанная из овечьих шкур хромовым дублением. Ее толщина 0,6-1,2 мм. У этой кожи один недостаток: она менее прочная, чем шевро. Шеврет (как и шевро) идет на изготовление перчаток, сумок, одежды.
Велюр - разновидность хромовых кож с поврежденной лицевой поверхностью. Эту кожу с изнаночной стороны подворсовывают под замшу.
Замша - кожа, сделанная жировым дублением из шкур оленей, лосей, диких коз, овец, телят. Это мягкая, тягучая, бархатистая кожа с густым, низким, блестящим ворсом на лицевой поверхности.
Лайка - кожа, выделываемая в основном из шкур овец и к дающая большой тягучестью и мягкостью.
Опоек - мягкая, эластичная кожа, полученная из шкур телят-сосунков. Опоек идет на изготовление самой качественной верхней одежды и других вещей.
Выросток - кожа, аналогичная опойку, но менее эластичная и мягкая.
Пергамент - кожа, получившая свое название от наименования греческого города Пергам. Это недубленая кожа, выделанная из шкур ягнят, козлят, телят. Используется для изготовления музыкальных инструментов, например, барабанов, некоторых деталей машин, переплетов книг и записных книжек, а также женских украшений.
Шевро - мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. Толщина шевро 0,4-1 мм. На этой коже имеется красивый своеобразный рисунок в виде ячеек. Из нее шьют очень качественные куртки и плащи.
Кожа рептилий - изящная, высококачественная и дорогая. Крокодилья кожа используется дляобуви и аксессуаров. Обычно это сумочки, дипломаты, чемоданы, обувь.
Тонкие кожи (толщиной менее 1 мм) используются дляизготовления поясов, сумок, украшений и одежды. Они хорошо драпируются и пластичны как ткань.
Часто украшения делают с применением лаковых кож, самая лучшая из которых - шевро.
Профессионалы разделяют кожи по цветам на 4 группы:
Черные кожи.
Светлые кожи - бежевый и серый цвета. Вообще-то, натуральный цвет кожи - бежевый (почти белый), но его оставляют лишь для некоторых видов спортивной обуви.
• Цветные кожи - всех оттенков коричневого цвета. Этот оттенок достигается путем обработки растительными дубильными веществами.
• Яркие кожи - голубые, зеленые и др. получаются путем хромирования.
В наше время созданы такие выcoкoкaчecтвeнныe кожзаменители, которые даже имеют кожаный запах. По цвету искусственная и натуральная кожи одинаковы. Но есть некоторые рекомендации, чтобы их отличить. Натуральная кожа более теплая на ощупь, она сама принимает тепло ладони. Если же прикоснуться к искусственной коже, через некоторое время ладонь и поверхность кожи становятся влажными. Природная кожа эластична и легка.
КАК ВОССТАНОВИТЬ СТАРУЮ КОЖУ
В умелых руках даже крохотные кусочки кожи всегда найдут применение. Старые кошельки, футляры, сумочки, голенища сапог, детские пинетки - всё пойдет в дело. Хорошо выделанная кожа - практически вечна. Например, археологи, проводя раскопки на Алтае, нашли изящные изделия из кожи и замши. Этим сумочкам, чехлам и украшениям 2500 лет, но они отлично сохранились благодаря выделке. Древние мастера имели свои секреты. Попробуйте и вы обзавестись собственными.
Если набраться терпения, то из голенищ сапог можно сделать красивые вещи. Разрежьте их вдоль швов. Изнанка кожи отличается от лицевой стороны. Кожевенники называют лицевую сторону - «ЛИЦО», а изнаночную - «бахтарма». «Лицо» плотное, гладкое, блестящее, потому что покрыто нитрокраской.
Нужно протереть лицевую сторону кожи мыльной пеной. Однако ее нельзя стирать, так как вымоются все жирные вещества, которые входят в кожу после дубления. А без этих веществ кожа коробится и садится.
Протираем кожу мыльной пеной
Следующий этап споласкивание соленой водой с уксусом: 1 л воды 50 г поваренной соли 250 мг девятипроцентного столового уксуса
Полощем кожу в соленой воде с уксусом
После обработки таким раствором кожа станет эластичной. Для придания кожаному полотну еще большей гибкости смажьте его глицерином.
Можно мыть кожу теплым некипяченым молоком или кофейной гущей (для белой кожи гуща не подойдет).
Замшу можно стирать стиральным порошком в теплой воде с добавлением нашатырного спирта. Жирные пятна чистят бензином, хлороформом и другими растворителями. Чтобы не испортить ворс, замшу чистят резиновой щеткой, жестким поролоном, наждачной бумагой, школьным ластиком для чернил, натирают мелкой поваренной солью или мякишем свежего хлеба, обрабатывают теплым молоком с добавлением питьевой соды (1 чайная ложка соды на 1 стакан молока).
Влажную кожу нужно распялить на листе толстой фанеры или доске. Тогда поверхность станет ровной и гладкой. Маленькие кусочки удобнее сушить под прессом между сухими тряпочками.
Распяливаем кожу на доске Пропитываем кожу касторовым маслом
Пока кожа сушится, ее можно пропитать касторовым маслом или эмульсией из сливочного масла с теплой водой, добавив немного нашатыря. Этот состав наносится мягкой кистью или тампоном. Излишки смеси снимаются влажной тряпочкой.
Наконец, кожа высохла. Пора приступать к работе.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Чтобы было удобно работать, нужно правильно организовать свое рабочее место. Лучше всего мастерить из кожи за хорошо освещенным столом, если вы собрались поработать вечером, то понадобится настольная лампа, расположенная с левой стороны (если вы - правша).
Расстелите на столе кусок ткани (большой лист бумаги, газету) и расположите на нем: в правом верхнем углу инструменты, в левом верхнем углу сырье, между ними - эскиз вашего изделия. Тогда перед вами окажется свободное пространство для работы. Нужно помнить, что булавки следует хранить в специальных подушечках, а ножницы внерабочем состоянии должны быть с сомкнутыми концами. Ножницы, пинцеты, ножи могут стоять в стакане из дерева, глины, стекла с тяжелым дном.
Фурнитуру, булавки, камешки, каштаны, бусинки удобно хранить в разных шкатулочках или коробочках, так же как и небольшие обрезки кожи.
Комната, где вы занимаетесь кожаной пластикой, должна быть проветрена. Через каждые 40-50 минут работы необходимо делать перерыв на 5-10 мин, чтобы не утомляться.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С КОЖЕЙ
Есть много разных способов обработки изделий из кожи: штамnовка, гравировка, мозаика, тиснение, обжиг, батик. Чаще всего используют сочетания этих способов. Например, штамповка и батик, штамповка с последующей ручной расцветкой рисунка.
Края панно украшают кожаной оплеткой. Художественные изделия из кожи могут дополняться вышивкой нитками, аппликацией, выжиганием, различными накладками из металла, камня, пластмассы, кости, бисера. Также изделия дополняют золочением. Можно комбинировать различные техники изготовления и способы декора: гравировку с росписью; гравировку с накладками из металла; выжигание с росписью и накладками из янтаря; тиснение с оплеткой и раскраской и т.п.
Веточки - это ажурные детали, без которых практически не обойдется ни одно панно. Тонкую полоску кожи держим над пламенем свечи, поворачивая в разные стороны. Приклеиваем к основанию панно в двух-трех точках полученную веточку, изгибая или приподнимая ее. Хорошо смотрятся несколько веточек разной длины.
Выжигание производится с помощью специального прибора - выжигателя по дереву. Прежде следует потренироваться на отдельном кусочке кожи.
Рисунок перевести карандашом (тупым шилом) через кальку на ко- жаное изделие (сумочку, шкатулку, папку, футляр и т.п.). При различном нагревании иглы выжигателя и разной силе нажима можно получать оттенки рисунка. Но надо все время проверять на отдельном лоскутке кожи степень нагрева прибора. Окончив работу, можно осторожно, не задевая линий выжигателя, раскрасить рисунок кисточкой.
Обрисовка Выжигание
Раскраска рисунка Смачивание кожи
Гравировка - прорезание узора на лицевой поверхности предварительно увлажненной кожи. Этот прием украшения имеет тысячелетнюю историю. Кожа нужна качественная, растительного дубления.
Берем тампон и смачиваем кожу в том месте, где будет надрез. Кожа должна быть влажной и пористой, но не мокрой. При помощи кальки, карандаша или тупого шила делаем рисунок. Гравируют скальпелем один раз на 1/3 толщины кожи, дублей не будет. Если рисунок геометрический, то режут под линейку, если растительный, то от руки. Рисунки геометрического характера сочетают с растительными мотивами.
Пористая кожа легче поддается моделированию. Сделанные прорези расширяют инструментом и заполняют слоем клеевой краски. При высыхании цветной контурный рисунок сохраняет свою отчетливость, а его линии - нужную ширину.
Обрисовка Гравировка
Термическая обработка. Кожа - это живой материал, под действием тепла она легко деформируется, поэтому ее можно формировать так, как вам нужно. При термообработке кожа лучше сохраняет форму.
Драпировка (складки) позволяет получить рельефные поверхности на плоских и объемных фигурах. Кожу надо слегка смочить водой и размять в руках. Изнанку намазать резиновым клеем. После подсыхания клея процедуру повторить. Теперь перевернем кожу клеем вниз и с лицевой стороны начнем руками придавать ей нужные изгибы. Беспорядочно драпировать складки можно пинцетом. Драпировку располагают на панно (фон), пуговице, шарике ит.п.
Кручёные хвостики или полоски. Нарезать единый кусок кожи так, чтобы кончики были острые и тонкие. Закрутить спиралью каждую полоску.
Техника батика.Эта техника в первую очередь используется для текстиля, но применяется и для отделки кожи. Рисунок наносится готовым резервом, который можно приобрести в магазине, или расплавленным парафином. Затем выполняется рисунок цветом, а места, закрытые воском, сохраняют свой первоначальный цвет. После росписи воск удаляется при помощи сгибания или тупой стороной ножа. Отделке батиком подлежит кожа натурального цвета.
Прожаривание.При высокой температуре кожа имеет свойство скручиваться. Этого эффекта можно добиться, если кожу изнанкой положить на горячую конфорку электроплиты.
А как прекрасны цветы из кожи! Технологии их выполнения несложные, но требуют аккуратности в работе. В одном цветке можно комбинировать разные сорта кожи.
Листья и лепестки кроят по выкройкам и лекалам.
Внимательно относитесь не только к виду листиков и лепестков, но и к пестикам и тычинкам. Для пестиков можно использовать узкие полоски кожи, нитки, проволоку. Для тычинок - кожаную крошку, манную крупу, молотый кофе. Тычинки обмакиваются в клей ПВА и в крошку или крупу.
Детали кроят внимательно. Выкройки цветка раскладывают на коже и обводят шариковой ручкой контур. Жилки на лепестках и листьях наносят ножом для бумаги. Края деталей обжигают сухим горючим.
Стебли делаем из проволоки (толщина ее зависит от величины цветка). Проволоку обматываем узкой полоской кожи, намазанной клеем. Полоска должна располагаться по отношению к проволоке под углом 45 градусов. Сборку цветков производят путем склеивания деталей или при помощи прочной нити.
Заключение.
Освоив простые технические приемы работы с разными видами кожи, и пользуясь несложными инструментами, каждый желающий может изготовить изящные и модные предметы бижутерии, композиции из цветов, настенные панно, сувениры. Их ассортимент можно разнообразить, создавая собственные эскизы, давая свободу собственной фантазии. Все эти изделия могут быть замечательным подарком и украшением в домашнем интерьере.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение от результатов труда, пробуждает к последующей деятельности.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение от результатов труда, пробуждает к последующей деятельности.
Литература.
1. Скребцова Т.О. Объёмные картины из кожи. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.