Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные) |
Организационный этап 2 мин |
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметка отсутствующих. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
Постановка цели и задач урока 5 мин |
На прошлом занятии вы построили чертежи фартука в натуральную величину. В принципе, по этим выкройкам уже можно вполне выкроить детали фартука и сшить его. Но представьте себе такую картину: формы деталей фартука у вас у всех одинаковы. Вы пошли в магазин, и вам понравилась всем без исключения одна и та же ткань (а почему бы не так?). В этом случае мы бы сшили форменную одежду, но посмотрите на таблицу: перед вами представлены фартуки. Все они предназначены для работы по дому и кухне. Показ моделей фартуков на плакате. Задание № 1: 1 ряд – нужно найти в них сходные черты, 2 ряд – найти различия. Вопрос: Значит, чтобы получить разные модели фартуков, что надо сделать? (изменить основные части фартуков) Итак, модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. Как Вы думаете, кто отвечает за гармоничное сочетание деталей изделия, линии кроя, подбор отделки? ( Модельер) -Каких модельеров Вы знаете? Зайцев, Юдашкин. Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на нашем уроке? Именно этим сегодня мы и будем заниматься, то есть изменять форму деталей выкройки Итак, тема сегодняшнего занятия – «Моделирование фартука и расчет количества ткани на изделие» | Предполагаемые ответы учащихся Сходства: у многих фартуков есть нагрудник и Н.Ч.Ф., карманы, бретели, применяется различная отделка. Различия: есть фартуки отрезные и неотрезные по л. талии, карманы и Н.Ч.Ф имеют разную форму, фартуки различаются по цветовой гамме. Учащиеся анализируют, сравнивают и делают вывод, что они отличаются разной формой основных частей выкройки, отделкой, цветом. (о фартуках, о моделях и о том, как можно изменить их). | Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания) Личностные: построение логических рассуждений Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий |
Этап актуализации знаний 10 мин |
Моделирование одежды – это разработка эскизного проекта (рисунка) изделия с изготовлением его образца. Применительно к нашему уроку: моделирование - это изменение формы деталей одежды в соответствии с выбранной моделью. Занимается моделированием одежды художник – модельер. Зародившийся образ модели он воплощает графически - в эскизе, который может быть исполнен как в черно – белом, так и в цветном варианте. Эскиз – это предварительный набросок, не разработанный в деталях. Художник - модельер должен знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела. Можно сказать и так: Создание рисунка модели одежды или предмета быта называется художественным моделированием. Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках. Перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж называется техническим моделированием. Работа над созданием новых видов моделей одежды основана на реальных требованиях жизни и осуществляется по формуле: для кого – для чего – из чего. Фартук предназначен для предохранения одежды от загрязнения при уборке помещения, приготовления пищи. Для обслуживания гостей хорошо иметь небольшой (поясной) нарядный фартук. | Слушают и записывают новый материал (эскиз, фасон, моделирование); Учащиеся анализируют, сравнивают и делают вывод, что они отличаются разной формой основных частей выкройки, отделкой, цветом. | Предметные: уметь определять функцию чертежа и выкройки, учиться выяснять значение новых слов, овладевать умением прогнозировать содержание текста. Метапредметные: Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала Познавательные: раскрывать значение понятий: «эскиз, моделирование, фасон», уметь находить и выделять необходимую информацию Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога, слушать и понимать речь других, уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли. |
Получение новых знаний и способов деятельности 10 мин |
Вернемся к плакату с изображениями фартуков (модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой). Или: То, чем одна модель отличается от другой, называется фасоном. На основе построенного чертежа фартука можно моделировать огромное количество фасонов. Можно выделить несколько способов моделирования Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования. Самый простой способ моделирования – изменение геометрической формы деталей фартука. Необходимо только помнить, что если , например, изменили форму выреза кармана, то эта форма должна повториться в какой-либо детали фартука (Н.Ч. или нагруднике – закруглили). То есть : все части одного изделия должны сочетаться между собой. Задание № 1 Сочетание формы По слайдам подобрать карман и нагрудник к нижней части фартуков. Подобрать детали по форме и отделке, рисунку ткани. При моделировании фартука в качестве художественной отделки может быть использована тесьма, оборки, аппликация, роспись по ткани, воланы и др. воланы могут быть из той же ткани, что и весь фартук, или из другой ткани. При построении чертежа оборок следует иметь ввиду, что длина оборки должна быть, по крайней мере, в 2 раза больше, чем длина той части изделия, на которую она нашивается. Большое значение при моделировании имеет цвет. Отдельные детали фартука могут быть выполнены из тканей как гармоничных цветов, так и контрастных. На практике чаще всего применяется сразу несколько способов моделирования для достижения наибольшей эстетической выразительности изделия. | Учащиеся записывают в тетрадях новые понятия Способы моделирования: - Изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука; - Деление деталей фартука на части, как в лоскутном шитье, или объединение частей фартука в единые детали; - Применение художественной отделки, моделирование цветом. Устные ответы учащихся | Личностные: построение логических рассуждений Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий |
Закрепление первичных знаний. Практическая работа «Моделирование фартука» 30 мин |
Сегодня с вами мы будем работать с бумагой, ножницами и клеем. Соответственно, нужно будет организовать свое рабочее место так, чтобы было удобно пользоваться всеми этими предметами, и в то же время, чтобы они не мешали вам при работе. Кроме того, нужно вспомнить правила охраны труда при работе с ножницами. Последовательность работы Продумать и разработать фасон изделия Нарисовать эскиз фартука Вырезать лекала изделия из цветной бумаги Внести в них изменения (согласно эскизов моделей) и приклеить в тетрадь рядом с основой фартука Во время выполнения практической работы обход рабочих мест учащихся с целью проверки правильности выполнения работы. По мере необходимости – проведение инструктажа на рабочих местах учащихся. | Пользуясь инструкционными картами, учащиеся фронтально выполняют моделирование фартуков в тетрадях (фасоны № 1 – 4) | Предметные: знать и уметь применять на практике простейшие приемы моделирования одежды. Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,. Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой. |
Проверка изученного 10 мин |
Учитель демонстрирует образцы выполненных работ. Расчет количества ткани От чего зависит, как вы считаете, расход ткани на изделие? При ширине ткани 90 см и более, надо иметь: Ди + Дк + 10 см+ 55 см (на косынку) – если обтачка состоит из двух деталей. Если обтачка состоит из одной детали: Ди + Дк + Доб + 10 см + 55 см, где Доб – длина обтачки; Ди – длина изделия (фартука); Дк – длина кармана. При ширине ткани 80см: Ди + Дк + Доб + 30см + 55 см. Примечание: примерный расход ткани при ширине 90см и более составляет 130см, а при ширине 80 см – 150 см. Если в фартуке предусмотрены оборки, воланы и т.д., то следует ткани купить больше для выкраивания этих деталей. | Учащиеся, сопоставляя свои работы с эталоном, проверяют правильность выполнения работы Расход ткани зависит, прежде всего, от индивидуальных мерок, от ширины ткани и от фасона выбранной модели. Записывают в тетрадях норму расхода ткани на изделие | Предметные: самостоятельно рассчитывать норму расхода ткани на изделие Личностные: формирование эстетического вкуса. Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. Регулятивные: оценка выполненной работы. Познавательные: выводы о проделанной работы |
Обобщение и систематизация знаний 7 мин |
Закрепление пройденного материала А) Какими способами моделирования можно создать новые фасоны изделий? Б) Как вы понимаете слова «Взаимосочетаемость отдельных деталей, соблюдение пропорций, перегрузка модели излишними деталями»? Придумайте вопросы по нашей теме , используя термины сегодняшнего занятия и спросите друг друга по ним | Предполагаемые ответы учащихся рассуждают, придумывают вопросы по теме, отвечают на них, -дают самооценку результатам своей работы. | Познавательные: научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; Регулятивные: целепологание, анализ ситуации и моделирование, планирование своей деятельности, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией. |
Рефлексия, подведение итогов 4 мин |
Проверить уровень усвоения учащимися материала по моделированию фартука; снять эмоциональное напряжение в конце урока А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих высказать своё мнение было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась… | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу класса. | Личностные: Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности Регулятивные: анализ ситуации и моделирование, планирование своей деятельности, рефлексия, оценка и самооценка. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли. |
Домашнее задание 2 мин |
Рассчитать норму расхода ткани на изделие. Принести на следующий урок: Ткань для раскроя фартука, портновские булавки и мел, линейки, ножницы | Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках Уборка рабочих мест | Личностные: формирование ответственности при подготовке к следующему занятию. Предметные: рассчитывать количество ткани, необходимое для изготовления фартука. Познавательные: соотносить мерки и фасон с необходимым количеством ткани на изделие |