Уроки технологии - это уроки жизни, которые направлены на овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства, развитие позновательных интересов, творческих способностей, воспитание трудолюбия. В 5 классе по программе девочки знакомятся с рабочей одеждой и шьют первое своё изделие это фартукк. Данный урок знакомит с понятием ,что такое одежда, с историей и назначением фартука, учит снимать правильно мерки с фигуры человека, знакомит с профессиями с изготовлением одежды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая одежда. Фартук. »
Рабочая одежда. Фартук
Технология 5кл.
Учитель МБОУ ТСОШ№3 Авдиенко Г.Г.
Цель: Научить учащихся правильно измерять фигуру человека, снимать мерки для построения чертежа фартука.
Задачи:
Образовательные — ознакомить учащихся с классификацией одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды;
Развивающие — сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус;
Воспитательные — воспитывать аккуратность, внимательность и точность при измерении фигуры и записи результатов измерения;
Оборудование: компьютер, проектор, манекен, сантиметровая лента, изделия — фартуки, комплекты кукол с одеждой (из бумаги). Презентация к уроку.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь на свои места. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы мир вокруг нас стал добрее и красочнее. Вы заметили, что ваше настроение улучшилось. Значит можно начинать урок.
Сообщение темы, цели и задачи урока. урока
Проверка знаний (повторение):
Тест. Приложение№1.
III. Изучение новой темы
Рассказ учителя о видах одежды. Слайды 2-7.
Вопрос: Что такое одежда?
Одежда — это изделие /или несколько изделий/ надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции. (Определение записывается в тетрадь.)
Ничто не подвержено такому быстрому изменению, как мода и костюм человека. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, передавая по наследству, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Красивый, праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. В каждом государстве это достигалось по-своему.
В Вавилонском царстве длина одежды определяла богатство гражданина. Шотландский король носил семицветную одежду, его придворные могли надевать костюмы из пяти разных цветов, а бедноте положена была одежда однотонная.
Интересно отметить, что на Руси мужская и женская одежда по покрою долгое время не отличалась друг от друга.
По назначению одежду подразделяют на: бытовую, производственную, спортивную и форменную.
I V .Практическая работа: Одень куклу.
А сейчас девочки мы оденем кукол т.е подберем одежду по назначению.
Девочкам дается задание одеть куклу:
1. на спортивную пробежку утром.
2. для выполнения уборки дома.
3. на школьный утренник.
4. на прогулку жарким летним днём.
Объяснить, почему так одели, и какой вид одежды был использован.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
Какую спецодежду носят официантка, повар, продавец, кузнец?
Ответив на вопрос, выяснили, что спецодежда предохраняет одежду человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани.
Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани.
Из этого можно сделать вывод, что комплект одежды, состоящий из фартука и головного убора, можно рассматривать и как санитарную одежду (если ее используют для ношения в производственных условиях) и как рабочую (если ее надевают для выполнения работ в бытовых условиях).
Фартук. История фартука.
А знаете ли вы, что слово «фартук» появилось в русском языке сравнительно недавно – в конце XVII века. По происхождению «фартук» – диалектное немецкое слово.
Запись на доске: Vortuch – vor – «перед»; tuch – «платок».
– Но это не значит, что этот предмет одежды не существовал прежде. Я предлагаю вам познакомиться с историей фартука, а помогут мне девочки.
Профессии, связанные с изготовлением одежды.
Представьте, что вы купили себе ткань и хотите сшить из нее фартук или другое какое то изделие. С чего начнете работу? Ответы детей.
Учитель: В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, придумывает новые модели одежды, воплощая их в эскизах. (Слайд15. -18.) Определяет силуэт (очертания) будущей модели, длину и ширину изделия, пропорции (соотношения друг относительно друга) деталей одежды. Художник-модельер должен хорошо рисовать, знать основы композиции костюма, быть в курсе современной моды, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, эскизы своих моделей.
Строит чертеж (разрабатывает конструкцию) и вырезает лекала (выкройки – вырезанные из бумаги чертежи в нужном для вас размере) художник-конструктор
Технолог швейного производства определяет способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани, современной технологии пошива одежды, разрабатывает технологию.
Выполняет готовое изделие, все швейные операции – швея. Сейчас эта профессия называется оператор швейного оборудования.
Художники-модельеры часто обращаются к народным костюмам, которые являются источниками их вдохновения. Основой этих костюмов является фартуки или завесы.
В толковых словарях дается следующее толкование этих слов.
Завеса (запонь) – длинный женский передник с лифом, иногда с рукавами. Передник – одежда, защищающая перед платья от грязи.
От общеславянского глагола запинати 'закрывать, задерживать' возникло название запон, которое обозначает закрытый передник.
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое значение уделяется цветовому решению, качеству ткани, отделке, деталям. Но об этом мы поговорим на последующих уроках.
К рабочей одежде предъявляют определенные требования:
1. Одежда должна быть удобной для работы и соответствовать своему назначению.
Фартук — для приготовления пищи должен полнее закрывать фигуру, чтобы предохранить платье от загрязнения.
2. Головной убор должен полностью закрывать волосы.
V. Снятие мерки с фигуры человека.
1.Для построения чертежа фартука необходимо снять мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое изделие будет плохо сидеть на фигуре. Что же такое мерки? Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам. Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой. Снятие мерок – это измерение фигуры для построения выкроек.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре.
2.Выполнить в тетрадь таблицу: Мерки, необходимые для построения чертежа фартука.
3. Практическая работа. Работа в группах.
Практическую работу можно провести в форме игры “Ателье”. В ателье работают следующие специалисты: закройщица, она снимет мерки с клиента. Ведущий специалист – записывает результаты измерений. Клиент – ученица, которая пришла в ателье сшить себе фартук. Учащиеся по очереди проигрывают предложенные роли, учатся правильно снимать и записывать результаты измерений в листы. Перед игрой учитель демонстрирует правильность снятия мерок на ученице и демонстрирует фильм. Проводит консультацию.
VI. Подведение итогов урока.
1.Учитель: Как вы считаете, нужен ли фартук сегодня? Ответы детей.
Учитель: В наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту свою функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда, многие работники предпочитают удобные и практичные халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из “гардероба” домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется лишь в музеях и в книгах по истории костюма.
2. Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: